Темы: Обида, Муж и Жена, Молитва, Общение супругов, Праведники, Ссоры и конфликты
Шалом, я была свидетелем следующей ситуации. На трапезе среди близких людей муж сказал, что жена выбросила его сигареты. Жена сказала, что она не выбрасывала. Он сказал, что она обманывает — evil woman, «злая женщина». Это было как бы в шутку сказано, но по выражению лица жены было видно, что она расстроена. Один из гостей заступился и сказал, что жена — честный человек и не стала бы обманывать в этом случае. На что муж ответил: вы ее не знаете, она может обмануть. На этом всё закончилось. Муж думает, что его жена слишком чувствительная и делает «из мухи слона». А что думают по этому поводу уважаемые семейные консультанты? N.
Шалом N.,
Спасибо за актуальный вопрос.
Начнем с того, что еврейский Закон запрещает позорить человека, тем более — публично. Мудрецы приравнивают это к убийству. Когда человек чувствует себя опозоренным, у него кровь отливает от лица, и это уподобляется кровопролитию.
Это очень тяжкий грех. Всевышний его прощает, только если обидчик искренне попросит прощения у того, кого оскорбил, и тот его простит.
Нельзя называть человека обидными кличками, даже если тот говорит, что его это не задевает. Нельзя называть его «конопатым», «длинным», «малым» и так далее. Запрещены насмешки.
Например, в хорошей компании друзья могут хлопнуть приятеля по плечу и сказать: «Шалом алейхем, Рабейну (мир вам, учитель наш), расскажи нам что-нибудь интересное». Ему это нравится, он чувствует, что его уважают и ценят. Но сказать с насмешкой: «Ну-ка, Рабейну, скажи нам что-нибудь умное» — унизительно и запрещено.
Родители могут назвать сына, а жена — мужа «Сереженькой», но такое обращение неприемлемо среди коллег.
Можно ли заступиться за честь другого, когда его обижают?
Тут важно проявить мудрость. Если человека публично позорят на глазах у многих, стоит выступить в защиту. Тут главное — защитить его достоинство, а не выяснять, кто прав, а кто виноват. А потом наедине спокойно разобраться, как можно разрешить конфликт.
Если компания маленькая, например, как Вы описали, то, заступаясь за человека, можно еще больше разъярить нападающего. Тут можно отвести жертву в сторону или сменить тему разговора — и так прекратить «атаку».
Насчет самих отношений между мужем и женой: наилучшее решение — это им обоим сесть и спокойно и откровенно поговорить. Пусть каждый расскажет о том, что ему нравится, а что не нравится в поведении другого, как он себя чувствует, когда другой делает ему что-то приятное или неприятное.
Да, есть очень «настороженные» люди, которые часто преувеличивают, делают из мухи слона. И есть эмоционально глухие и слепые, которые не замечают, что другой страдает. Но это крайности, которые встречаются не так часто.
В подавляющем большинстве случаев можно найти общий язык: научиться говорить так, чтобы другой слышал, и слушать так, чтобы другой говорил.
Порванную веревку завязывают узлом, соединяя две ее части еще крепче. Так и с отношениями. Если правильно подойти к проблеме, муж и жена могут поднять свои отношения на новый уровень, более высокий, чем прежде.
Если мужу и жене сложно самим разобраться в отношениях, настоятельно рекомендуем обратиться за помощью к семейному консультанту.
С уважением, Гитель Итахова
P.S.:
Следует также добавить: момент, когда человека позорят, а он не отвечает, — это великое время для молитвы за себя и других. Не ответить на оскорбление — очень высокий уровень праведности (мидат хасидут — «поведение благочестивых»), и многие удостаивались настоящих йешуот — избавления от своих бед и проблем, молясь в тот момент, когда их оскорбляли.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Рав Ефим Свирский
Рав Эльяким Залкинд
О чем плакал Йосеф?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Реувен Куклин