«Пусть несут левиты свою стражу в храме свидетельства» (1:53). В этих словах заключены и повеление, и запрет. Объясняя это, Рамбам пишет следующее (Бейт а-Бхира 8): «Охрана храма — повелительная заповедь. И хотя нет опасений, что придут враги или разбойники, и вся эта стража — лишь акт почитания, все же дворец без стражи не похож на дворец со стражей».
Почему же в храме не нужно было опасаться рабойников и воров? Ведь золота там было бессчетное множество! Во дворе были «посажены» деревья, сделанные из золота (Йома 21 б). Там была огромная виноградная лоза с гроздьями и листьями из золота. Она охватывала весь вход и простиралась на сорок локтей вверх и на двадцать вширь. Большая золотая люстра свисала над порогом (Йома 37 а). Стены храма были покрыты золотыми пластинами (Мидот 4:1), там были одиннадцать золотых светильников и золотые столы (Менахот 98 б) и бессчетное количество золотой посуды. Каждое утро доставали девяносто три предмета из золота и серебра для дневного служения. Даже ягнята для жертвоприношений пили из золотых сосудов (Тамид 3:4).
Как же при всем этом не бояться воров и разбойников? Ответ на это был продемонстрирован самым практическим образом. Это был решительный и убедительный ответ. А произошло это во времена греческого захвата страны Израиля, еще до восстания Хашмонаев. Эта история приводится в книге Маккавеев (2, гл. 3), написанной приблизительно в ту эпоху. Злобный царь Антиох положил глаз на сокровищницы храма и послал военачальника Лидороса разграбить их.
Первосвященник предупредил его, чтобы тот не протягивал руки к священным предметам. Коэны просили его отступить, и весь народ собрался на молитву. Но Лидорос не внял этим просьбам. Он взял отряд солдат и вошел с ними в дом Б-жий. Его глаза ослепляло храмовое великолепие.
«И увидел он славу Б-га, Владыки духов, в удивительном зрелище. И затрепетал его дух и дух людей, бывших с ним, от страха перед Всесильным. Ибо увидели они коня и всадника, грозного и страшного, одетого в доспехи. Этот конь устремился изо всех сил навстречу Лидоросу и ударил его двумя ногами. А два юноши, облаченных великолепием, стояли по обеим сторонам всадника и поразили Лидороса страшными ударами. Он пал на землю и потерял сознание, и потемнело в глазах его. Его взяли, посадили на стул и вынесли наружу. И все увидели человека, вошедшего со своими слугами и стражами в дом Б-га, слабым и сраженным, а вся его сила и мощь улетучилась, как дым. Ибо коснулась его рука Б-жья, и он онемел и не мог открыть рта. Не было у него ни надежды, ни помощи. И восславил народ Б-га, давшего почет Своему святилищу. И наполнился храм голосами радости и веселья вместо голосов плача и причитания, ибо явил Б-г чудо глазам их».
Теперь мы понимаем, почему нет нужды сторожить храм. Левиты делают это не ради охраны золота, но лишь в знак почета (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский