«Пусть несут левиты свою стражу в храме свидетельства» (1:53). В этих словах заключены и повеление, и запрет. Объясняя это, Рамбам пишет следующее (Бейт а-Бхира 8): «Охрана храма — повелительная заповедь. И хотя нет опасений, что придут враги или разбойники, и вся эта стража — лишь акт почитания, все же дворец без стражи не похож на дворец со стражей».
Почему же в храме не нужно было опасаться рабойников и воров? Ведь золота там было бессчетное множество! Во дворе были «посажены» деревья, сделанные из золота (Йома 21 б). Там была огромная виноградная лоза с гроздьями и листьями из золота. Она охватывала весь вход и простиралась на сорок локтей вверх и на двадцать вширь. Большая золотая люстра свисала над порогом (Йома 37 а). Стены храма были покрыты золотыми пластинами (Мидот 4:1), там были одиннадцать золотых светильников и золотые столы (Менахот 98 б) и бессчетное количество золотой посуды. Каждое утро доставали девяносто три предмета из золота и серебра для дневного служения. Даже ягнята для жертвоприношений пили из золотых сосудов (Тамид 3:4).
Как же при всем этом не бояться воров и разбойников? Ответ на это был продемонстрирован самым практическим образом. Это был решительный и убедительный ответ. А произошло это во времена греческого захвата страны Израиля, еще до восстания Хашмонаев. Эта история приводится в книге Маккавеев (2, гл. 3), написанной приблизительно в ту эпоху. Злобный царь Антиох положил глаз на сокровищницы храма и послал военачальника Лидороса разграбить их.
Первосвященник предупредил его, чтобы тот не протягивал руки к священным предметам. Коэны просили его отступить, и весь народ собрался на молитву. Но Лидорос не внял этим просьбам. Он взял отряд солдат и вошел с ними в дом Б-жий. Его глаза ослепляло храмовое великолепие.
«И увидел он славу Б-га, Владыки духов, в удивительном зрелище. И затрепетал его дух и дух людей, бывших с ним, от страха перед Всесильным. Ибо увидели они коня и всадника, грозного и страшного, одетого в доспехи. Этот конь устремился изо всех сил навстречу Лидоросу и ударил его двумя ногами. А два юноши, облаченных великолепием, стояли по обеим сторонам всадника и поразили Лидороса страшными ударами. Он пал на землю и потерял сознание, и потемнело в глазах его. Его взяли, посадили на стул и вынесли наружу. И все увидели человека, вошедшего со своими слугами и стражами в дом Б-га, слабым и сраженным, а вся его сила и мощь улетучилась, как дым. Ибо коснулась его рука Б-жья, и он онемел и не мог открыть рта. Не было у него ни надежды, ни помощи. И восславил народ Б-га, давшего почет Своему святилищу. И наполнился храм голосами радости и веселья вместо голосов плача и причитания, ибо явил Б-г чудо глазам их».
Теперь мы понимаем, почему нет нужды сторожить храм. Левиты делают это не ради охраны золота, но лишь в знак почета (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?