«И не порочьте Мое святое имя» (22:32). Выступает рав Галинский.
Какой грех самый тяжелый? Мы читаем об этом прямым текстом в Гмаре (Йома 86 а): «Спросил раби Матья бен Хараш раби Элазара бен Азарию в Риме: Ты слышал о четырех видах искупления, о которых толковал раби Ишмаэль? Тот ответил: их три, и раскаяние прилагается к каждому из них. Но тот, кто опорочил Имя Б-га (согрешил и ввел в грех других — Раши), тому раскаяние не дает отсрочку, Йом Кипур его не искупает, и страдания не очищают, но все это вместе дает ему отсрочку, и лишь смерть очищает.
И спрашивают: Что значит опорочить Имя Б-га?
Сказал Рав: Например, если я возьму мясо у продавца и не расплачусь сразу (Раши комментирует: “Когда я задерживаю оплату, он думает, что я украл мясо, и делает вывод, что красть — не так уж и плохо”).
Раби Йоханан сказал: Например, если я пройду расстояние в четыре локтя без Торы и тфилин (Раши комментирует: “Не всем известно, как я устаю от учебы, и они, взяв пример с меня, решат меньше изучать Тору”)».
Страшно подумать!
Представим, что перед нами два еврея. Один из них — закоренелый преступник. Он поклоняется идолам, занимается развратом и убивает людей. Нет такого греха, который бы он не совершил, и нет такой заповеди, которую исполнил бы. Но Имя Б-га он не опорочил, поскольку никто ничего не ожидал от него, не брал с него пример и не оказался под его влиянием. Напротив, все стараются отойти от него и держаться подальше. А теперь он раскаивается и хочет искупить свои грехи и преступления. Второй еврей — рав и учитель, почтенный мудрец. Он исполнял все заповеди и не совершал ни одного греха, кроме единственного. Один раз в жизни он обошел стоящих впереди него людей в очереди в магазине, поскольку спешил дать урок по Торе. Целая ешива ждала его: с одной стороны — пропуск в изучении Торы для многих учеников, с другой — опорочено Имя Б-га (перед людьми в очереди в магазине). Он тоже раскаивается за этот единственный грех.
Чье раскаяние будет принято первым? Закоренелый преступник благодаря страданиям и Йом Кипуру будет искуплен, а второму придется ждать смерти. Рав Ицла Блэзер объяснил, что это искупление совершится через страдания во время смерти, которые страшнее любых других!
Как можно такое понять?
Ответ прост: мир сотворен ради славы Б-га (конец трактата Авот). «Благословен Всесильный, создавший нас во славу Себе!» И если кто-то совершает такой грех, которым порочит Имя Б-га, он наносит удар по самой основе, по фундаменту творения. Это отнимает у него право на жизнь.
Что сказать? Хорошо, что никто на нас не смотрит и не делает выводы из наших поступков. Рав и раби Йоханан боялись этого, но кто мы такие, чтобы другие учились у нас? Однако, нам нужно знать: на нас действительно смотрят, да еще как! Человек всегда склонен к греху. Но когда кто-то из нас делает нечто дурное, тотчас все говорят: «Опять эти религиозные!..»
Это возлагает на нас огромную ответственность. Расскажу историю.
Некогда я ездил из ешивы Хадера на поезде каждый раз в один и тот же час. А к станции я всегда подъезжал на том же автобусе из Бней-Брака. Водитель автобуса уже узнавал меня. Однажды он закричал во весь голос так, что испугал пассажиров: «Рав Галинский, иди посмотри, какие у вас раввины!»
Что еще за раввины?
Водитель поймал испуганного ребенка, который пробрался через заднюю дверь автобуса и спрятался, чтобы не платить за билет.
«Я, пожалуй, пошлю к Вам всех учеников из ешивы Бней-Брака», — сказал я.
«Это еще зачем?» — удивился он.
Я ответил: «А зачем им учиться несколько лет, чтобы стать раввинами? Пусть лучше придут к Вам, и Вы дадите им звание раввинов. Я вижу, что даже ребенка Вы раввином называете».
Все засмеялись, и напряжение рассеялось. Но из этого следует важный вывод: для них все мы — раввины!
Рав обходит людей в очереди, рава поймали за такие-то преступления… Любой молочник и дворник — уже рав! Это ко многому обязывает нас.
Все это помогло мне разрешить одно кажущееся противоречие между двумя высказываниями мудрецов.
В трактате Йома (9 б) сказано, что Иерусалим был разрушен вследствие беспричинной ненависти, а в трактате Шаббат (119 б) говорится, что это произошло потому, что в Иерусалиме презирали мудрецов. Как все это понять? Приходит третье место и разрешает спор двух предыдущих. Гмара Псахим (49 б) отмечает, что простолюдины и люди невежественные ненавидят мудрецов даже больше, чем язычники ненавидят Израиль. Они говорят: «Кто бы дал нам мудреца, чтобы мы покусали его, как осел, который своим укусом ломает кости?»
Теперь все становится ясно.
Простолюдины ненавидели мудрецов и этим навлекли разрушение. Но это была беспричинная ненависть, поскольку истинные мудрецы преумножают мир в мире и освящают Имя Небес своим поведением. А те, кто своими поступками вызывают ненависть, не являются настоящими мудрецами. Но это ничего не меняет. Ведь то, насколько Имя Б-га оказывается опорочено, измеряется исключительно субъективным впечатлением окружающих.
Доказательство приводится в Гмаре через цитату из Танаха: «Дом Израиля живет на своей земле и оскверняет ее своими путями и поступками. И рассею их (евреев) среди народов, разбросаю по землям… Они опорочили Мое святое Имя, когда (другие) говорили: “Это народ Б-жий, из страны Его вышедший”…»
Ведь евреи были изгнаны из-за своих грехов. И как другие народы связывают плохое поведение евреев с тем, что они «народ Б-жий»?
Но язычники видят евреев и связывают их пороки с иудаизмом. Так Имя Б-га оказывается опорочено.
Так язычники смотрят на евреев, и так же в светском обществе смотрят на религиозных, а обычные религиозные люди так же смотрят на тех, кто посвящает все свое время изучению Торы! (Ве-игадта)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский