«Если мальчик это» (1:16). Одна из основ веры каждого еврея — верить всем сердцем, что все, что совершает Всевышний, делается к добру. Даже если иногда мы и не видим этого добра сразу или даже видим нечто противоположное — если проявим себя достойными, еще здесь, в этом мире, нам покажут это благо. Чем больше человек укрепится в вере, тем больше добра сделают ему с Небес и тем быстрее покажут ему, что все происходящее — ему во благо.
Рассказывают о случае, произошедшем с одним из хасидов раби Хаима из Цанза, автора книги «Диврей Хаим». У этого хасида не было детей, и вот, перед Рош а-Шана, он пришел к своему учителю, чтобы тот благословил его. И раби действительно дал ему благословение, чтобы у него родился мальчик.
Этот хасид, обладавший сильной верой, очень обрадовался словам раби. Он первым делом пошел в ведомство, где регистрировали новорожденных, и сообщил, что у него родился сын. На вопрос об имени мальчика он ответил, что его назвали Ицхаком.
Хасид был настолько уверен в благословении раби, что считал рождение сына словно уже совершившимся фактом. Он представлял, будто уже обнимает ребенка.
Год прошел, и благословение раби Хаима действительно осуществилось. Жена хасида забеременела и родила ребенка. Но осуществилось оно не полностью — вместо сына родилась дочь.
Впрочем, вера хасида нисколько не пострадала из-за этого. Он радовался от всего сердца, несмотря на то, что благословение, казалось бы, сбылось не так, как обещал раби.
Прошел еще один год, и жена хасида вновь родила дочь. Но хасид и в этот раз продолжил верить в своего учителя и знал, что если ему был обещан сын, а вместо этого родились две дочери, — все это к лучшему.
Так происходило и в следующие три года, в каждый из которых в их семье появлялась еще одна дочь. Было уже пять дочерей, и лишь на шестой год жена родила сына, которого отец сразу же назвал Ицхаком.
Ребенок рос на радость родителям и учителям, и все его желания были сосредоточены на Торе и служении Б-гу.
Когда же мальчику исполнилось 12 лет, к ним в дом пришли двое солдат из царского военкомата и спросили, где юноша по имени Ицхак — уже настало время ему служить в армии.
Произошло это, естественно, из-за преждевременной записи, которую сделали по словам хасида. Поверив словам раби, он сообщил, что у него родился сын и даже имя его указал. По этим данным сейчас мальчику уже должно было исполниться 18 лет.
Соседи тотчас показали военным на подростка, низкого и худого, которому едва было 12 лет. Солдаты удивились такому зрелищу. Они подумали, что вряд ли он окажется пригоден для военной службы, но все же взяли его с собой, чтобы показать начальству.
Офицер, отвечающий за призыв, увидев мальчика, постановил, что он непригоден служить в армии. Ему дали освобождающую справку и отпустили домой. Теперь-то Ицхак мог сидеть и изучать Тору без препятствий. В итоге он стал одним из выдающихся мудрецов поколения.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский