«Не обращайтесь к овот и идоним» (19:31). От имени Провидца из Люблина передавали, что слово «овот» нужно понимать как «желания» (как сказано «Не желали вы (ло авитем) подняться»), а слово «идоним» — как знания (йедиот). Здесь есть намек для евреев: в изучении Торы недостаточно только правильного желания и знания, нужно в добавок исполнять ее практически.
Преподавание Торы ученикам тоже считается ее практическим исполнением, поскольку с помощью этого в них закладываются ее основы и принципы. Я слышал удивительную историю о выдающемся преподавателе. Ее стоит рассказать, чтобы извлечь из нее урок и наставление.
Речь идет об учителе в религиозной школе (хедере). Директор школы засвидетельствовал, что за тридцать лет преподавания этот учитель ни разу не опоздал к началу урока. Значимость каждой секунды была для него очевидной, и все его коллеги признавали в нем того, кто просто не способен опоздать на урок.
И вот, — рассказывает директор, — однажды случилось так, что этот учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что я не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных… точнее, что в этот день не так, как за прошедшие тридцать лет?
Учитель ответил, что ночью в его доме произошло ограбление, что вызвало у него большое горе и заставило задержаться, не позволив придти вовремя.
«Желаю вам, чтобы Всевышний восполнил убытки и вернул вам украденное имущество», — сказал директор. В тот же момент учитель встал с места и ответил: «Да разве нужны мне утешения из-за украденного имущества? Уж не думаете ли вы, дорогой директор, что это из-за материальных потерь я так страдаю, что опаздываю на урок?»
Теперь уже директор не понимал, что тот имеет в виду. «Что же в таком случае причиняет вам страдания?» — удивился он. Учитель стал объяснять: «Верно, что в ходе ограбления из моего дома были украдены серебро и дорогие украшения, но не в этом беда. Я ведь знаю, что все финансовые вопросы решаются для человека в Рош а-Шана. Все приходит с Небес, и о том нечего жалеть.
О чем же я тогда жалею? Дело в том, что в последние дни я проводил контрольную работу в классе. А вы ведь знаете, что я вкладываю много сил в проверку ответов, стараясь дать каждому ученику наиболее точную оценку. Иногда я добавляю кое-что к ответам ребенка, пишу для него замечания, которые побудят его более усердно учить Тору. Короче, проверка для меня — не просто проверка, а очень глубокое дело.
И вот вчера я с большими усилиями закончил проверять десятки контрольных работ, и положил их стопку в свой портфель. Одному Б-гу известно, сколько труда я вложил в это дело. Встав утром и увидев признаки ограбления, я первым делом бросился проверять не драгоценности, а портфель с контрольными. Едва я увидел, что его тоже украли, у меня чуть душа не отлетела. Я все никак не мог успокоиться, что контрольные пропали. Вот почему я опоздал в школу на четверть часа».
Теперь директор понял, что же имел в виду учитель, и что утешения по поводу имущества были неуместны.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский