Пасхальный вечер — самый замечательный и возвышенный вечер в году. Это вечер, когда вся семья собирается вместе, вечер духовного подъема, песнопений, прославлений и благодарения Всевышнему. Но наряду с чтением агады и праздничных песен, вместе с мацой и четырьмя стаканами вина, вместе с пасхальными яствами, на столе присутствует марор — горькая зелень.
И ладно бы мы вкушали горькую зелень один раз, чтобы вспомнить рабство, которое предшествовало избавлению. Но ведь мы едим ее и второй раз вместе с мацой, символом освобождения. Вперемешку с избавлением. Почему?
Процитируем слова Талмуда. Спросил рав Нахман своего раба, Дару: «Если господин отпустил раба на свободу и наградил его на дорогу серебром и золотом, что раб должен сказать ему?» Тот ответил: «Раб должен благодарить и прославлять бывшего хозяина».
Что нового сообщает нам здесь Талмуд? Разве мы не знали без ответа раба, что тот, кто получает подарок, должен сказать спасибо? А тем более такой подарок, как вечную свободу и большое имущество впридачу?! Но если мы задумаемся над этим вопросом, то откроем здесь, как и во всех других словах Учителей, глубокий смысл.
Рав Нахман был зятем главы евреев Вавилонии, и сам был великим раввином. У его раба были отличные жизненные условия, ведь, как писал Маймонид, «мудрецы древности давали рабу от каждого кушанья, которое они ели, и прежде кормили раба, а потом уже если сами». Как правило, рабу было невыгодно выходить на свободу, из-под опеки и покровительства хозяина в жестокий внешний мир, где нужно бороться за место под солнцем. Тем более от такого хозяина, как рав Нахман. Но рав Нахман предложил ему в награду большое количество денег, которое позволит бывшему рабу устроиться в жизни. Это уже другое дело. У хозяина есть только одна просьба: раз в год раб должен отмечать праздник освобождения. Допустим, он берет деньги и бежит вперед, к свободе.
Давайте попробуем мысленно проследить за ним и представить, что стало с ним через двадцать лет.
Если бывший раб разумно распорядился деньгами, вложил их в прибыльный бизнес, приобрел недвижимость, создал семью, приобрел хорошую репутацию и общественное положение, то мы найдем его в богатом доме, в окружении многочисленных домочадцев и с ощущением, что жизнь удалась. Он поднимает бокал за своего господина, который освободил его и подарил ему сумму денег, которая позволила ему встать на ноги как свободному человеку и разбогатеть.
Но если бывшему рабу свобода ударила в голову и он решил пожить в свое удовольствие, снял номер в самом дорогом отеле, обедал в лучших ресторанах и пропивал подаренные ему деньги, то очень скоро он обнаружит себя на улице, без крыши над головой и без копейки денег в кармане. Тогда он опустится на дно общества и через двадцать лет это будет разбитый человек, живущий в ночлежке. Он поднимает стакан горького вина со слезами и восклицает: «О господин мой, зачем ты причинил мне зло? Зачем ты выгнал меня?!»
Мораль сей басни: в Песах мы празднуем освобождение из Египта. Но оно было лишь началом долгого пути. Мы вышли на свободу, и получили великое духовное имущество: Тору, заповеди, веру, наставление, традицию, наследие предков.
Каждый год, когда мы собираемся вместе, чтобы отметить избавление, это прекрасная возможность подвести предварительные итоги, заняться самоанализом: как мы использовали данную нам свободу, что мы сделали с теми великим дарами, которые получили? Стали ли мы избранным народом, высокоморальным обществом, идущим по пути Торы и по нравоучениям пророков, в духе наших Учителей и наследия отцов, или превратились в испорченное общество, заимствующее всякую мерзость, импортирующее всякую грязь?
Ответ, к сожалению, не столь однозначен. И то, и другое. Маца — вместе с горькими травами…
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?