Пасхальный вечер — самый замечательный и возвышенный вечер в году. Это вечер, когда вся семья собирается вместе, вечер духовного подъема, песнопений, прославлений и благодарения Всевышнему. Но наряду с чтением агады и праздничных песен, вместе с мацой и четырьмя стаканами вина, вместе с пасхальными яствами, на столе присутствует марор — горькая зелень.
И ладно бы мы вкушали горькую зелень один раз, чтобы вспомнить рабство, которое предшествовало избавлению. Но ведь мы едим ее и второй раз вместе с мацой, символом освобождения. Вперемешку с избавлением. Почему?
Процитируем слова Талмуда. Спросил рав Нахман своего раба, Дару: «Если господин отпустил раба на свободу и наградил его на дорогу серебром и золотом, что раб должен сказать ему?» Тот ответил: «Раб должен благодарить и прославлять бывшего хозяина».
Что нового сообщает нам здесь Талмуд? Разве мы не знали без ответа раба, что тот, кто получает подарок, должен сказать спасибо? А тем более такой подарок, как вечную свободу и большое имущество впридачу?! Но если мы задумаемся над этим вопросом, то откроем здесь, как и во всех других словах Учителей, глубокий смысл.
Рав Нахман был зятем главы евреев Вавилонии, и сам был великим раввином. У его раба были отличные жизненные условия, ведь, как писал Маймонид, «мудрецы древности давали рабу от каждого кушанья, которое они ели, и прежде кормили раба, а потом уже если сами». Как правило, рабу было невыгодно выходить на свободу, из-под опеки и покровительства хозяина в жестокий внешний мир, где нужно бороться за место под солнцем. Тем более от такого хозяина, как рав Нахман. Но рав Нахман предложил ему в награду большое количество денег, которое позволит бывшему рабу устроиться в жизни. Это уже другое дело. У хозяина есть только одна просьба: раз в год раб должен отмечать праздник освобождения. Допустим, он берет деньги и бежит вперед, к свободе.
Давайте попробуем мысленно проследить за ним и представить, что стало с ним через двадцать лет.
Если бывший раб разумно распорядился деньгами, вложил их в прибыльный бизнес, приобрел недвижимость, создал семью, приобрел хорошую репутацию и общественное положение, то мы найдем его в богатом доме, в окружении многочисленных домочадцев и с ощущением, что жизнь удалась. Он поднимает бокал за своего господина, который освободил его и подарил ему сумму денег, которая позволила ему встать на ноги как свободному человеку и разбогатеть.
Но если бывшему рабу свобода ударила в голову и он решил пожить в свое удовольствие, снял номер в самом дорогом отеле, обедал в лучших ресторанах и пропивал подаренные ему деньги, то очень скоро он обнаружит себя на улице, без крыши над головой и без копейки денег в кармане. Тогда он опустится на дно общества и через двадцать лет это будет разбитый человек, живущий в ночлежке. Он поднимает стакан горького вина со слезами и восклицает: «О господин мой, зачем ты причинил мне зло? Зачем ты выгнал меня?!»
Мораль сей басни: в Песах мы празднуем освобождение из Египта. Но оно было лишь началом долгого пути. Мы вышли на свободу, и получили великое духовное имущество: Тору, заповеди, веру, наставление, традицию, наследие предков.
Каждый год, когда мы собираемся вместе, чтобы отметить избавление, это прекрасная возможность подвести предварительные итоги, заняться самоанализом: как мы использовали данную нам свободу, что мы сделали с теми великим дарами, которые получили? Стали ли мы избранным народом, высокоморальным обществом, идущим по пути Торы и по нравоучениям пророков, в духе наших Учителей и наследия отцов, или превратились в испорченное общество, заимствующее всякую мерзость, импортирующее всякую грязь?
Ответ, к сожалению, не столь однозначен. И то, и другое. Маца — вместе с горькими травами…
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский