«Вот родословная Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака» (Толдот 25:19). Почему Тора еще раз напоминает, что Авраам родил Ицхака? Раши объясняет, что злые языки сплетничали: Сара-де забеременела от Авимелеха, ведь она прожила с Авраамом несколько лет, но осталась бездетной. Поэтому Всевышний сделал Ицхака внешне максимально похожим на Авраама, так, что люди, которые его видели, подтверждали: «Авраам родил Ицхака!»
На первый взгляд непонятно, почему насмешники выдумали историю про адюльтер с Авимелехом. С одной стороны, Авраам не был бездетным — за несколько лет до рождения Ицхака появился на свет первенец Ишмаэль. С другой стороны, Сара действительная была бездетной, и поэтому она иронично реагировала на весть о том, что ей предстоит родить Ицхака: «Сара внутренне рассмеялась, сказав: после того, как я состарилась, будет у меня молодость?» (Берешит 18:12) Сфорно сравнивает чудо, которое совершил Б-г с Сарой, с воскрешением мертвых. Поэтому как появилась на свет эта глупая и необоснованная сплетня?
Дело в том, что насмешники не ищут логических объяснений. Они рассказывают абсолютные небылицы для того, чтобы опорочить всё чистое и святое. Поэтому Всевышний одним махом выбил почву из-под ног сплетников, сделав Ицхака похожим на Авраама.
Злые языки не хотят, чтобы в еврейском народе была преемственность — от Авраама к Ицхаку, от Ицхака к Яакову. Всегда и всюду есть свои скептики, которые мечтают прервать связь поколений. Поэтому мы, в свою очередь, должны позаботиться о том, чтобы наше поведение было похоже на поведение праотцев и праматерей.
В Иерусалимском талмуде написано, что у царя Ахаза, который был закоренелым грешником, нет доли в грядущем мире. Почему? Потому что его отец Йотам и его сын Хизкиягу были праведниками. Сам же Ахаз грубо прервал связь поколений.
К сожалению, похожая ситуация произошла в Израиле. В еврейских тюрьмах сидят евреи-воры и евреи-убийцы. Каждый из них повинен в своем моральном падении, но основная вина должна лечь на учителей и родителей, которые отреклись от предыдущих «галутных» поколений и решили выковать «нового человека».
Рассказывают, что в 50-х годах местный воришка забирался в дома через печную трубу. Немало квартир он обчистил подобным образом. Однажды грабитель выбрал трубу пошире, пролез… и обнаружил, что находится в кабинете местного раввина. Несмотря на позднее время, раввин сидел за столом и изучал Талмуд.
Воришка, у которого были религиозные предки, смутился. «Что вам нужно?» — вежливо обратился к нему раввин. — «Ребе, я пришел задать важный вопрос». Раввин сделал вид, что не удивлен визитом незваного гостя: «Слушаю вас внимательно». — «Ребе, — взмолился грабитель, — как мне выбраться обратно на крышу?!»
Однажды автора этих строк пригласили в светскую школу. Я обратился к первому попавшемуся ученику с вопросом: «Когда твоя мама зажигает свечи?» Ребенок тут же ответил: «Когда дома нет электричества!»
Вот она, прерванная связь поколений..
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его