«Что это за служение у вас». Различие между мудрецом и грешником сводится к одному признаку: мудрец понимает, что нужно приспособиться к Торе, и спрашивает, в чем состоят ее требования. И ему сообщают все от начала до конца. Грешник же требует, чтобы Тора приспособилась к нему — чтобы время изменилось, условия изменились, и в конечном счете сама Тора изменилась.
Однажды некто спросил меня: «Почему вы не адаптируете Тору для нашего времени?» Хороший вопрос. Я ответил ему: «Давай договоримся об одном. Когда ребенок вырастает, и обувь становится мала для него, есть две возможности. Во-первых, можно расширить ботинок. В прошлом было принято открывать носок спереди, чтобы высунуть большой палец. Во-вторых, можно купить новую обувь. Есть и другие два варианта: ходить босиком или оставаться в тесных ботинках и терпеть. А почему никому не приходит в голову пятая возможность — отрезать пальцы ног? Ответ прост: потому что нога — это главное, а ботинок должен служить ей.
Согласен? Да, это мы оба принимаем. Теперь пойми, что наш спор связан с тем, что является ногой, а что ботинком.
Мы знаем, что Тора существовала еще до сотворения мира. Всевышний смотрел в нее, творя мир по ее законам. Один из принципов иудаизма в том, что Тора не будет заменена ничем иным. Поэтому у нас и в мыслях нет пойти против нее. Это себя нужно подстраивать под Тору. Для нас естественно соответствовать ей, поскольку по ее законам мы были созданы.
У тебя человек — это главное, а Тора подобна ботинку. Если она давит, нужно ее сменить».
«Да нет же, нет, — запротестовал тот человек, — но хотя бы облегчить тут и там…»
Я говорю ему: «Такое возможно. Но ведь не я принес на Землю Тору, да и не ты. Если назовешь мне свое имя и имя своих родителей, я скажу Всевышнему, что ты хочешь подняться к Нему и внести предложение».
Он решил не называть, но остался при своем мнении.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?