«Уважай своих отца и мать» (20:12). Рассказывает рав Галинский.
В рамках моей поездки по поддержке мест, где изучают Тору, я добрался до Бразилии. Отдельные люди отозвались на мою просьбу по мере своих сил, но я знал, что «Хевра Кадиша» (похоронное общество) собрала там огромное богатство. Там берут тысячи долларов за место погребения. У богатых кошельки для всего открыты — для поддержки спортивных соревнований, для постановки спектаклей, только не для Торы!
Я удивлялся: «Ведь среди умерших есть и евреи — религиозные и просто близкие к своим традициям. Почему не считаются и с их желаниями?»
Все пожимали плечами: таково положение вещей — решает тот, кто сидит во главе похоронного общества, а он демонстративно не соблюдает Тору.
Что я мог потерять? Я попросил, чтобы мне организовали встречу.
Прихожу и спрашиваю: «Уважаемый, вы представляете похоронное общество?»
«Да», — говорит он.
«А я представляю умерших», — сказал я. Он открыл рот и глаза: «Любишь насмехаться, да?»
Я отвечал: «Да что вы, вовсе нет! Знайте, что мертвые пришли с жалобой на вас в небесный суд и говорят: “Наши родные дали похоронному обществу деньги на наше погребение. Похороны стоили денег, были расходы. Но почему на оставшееся не сделали ничего для помощи нашим душам? Разве от спортивных состязаний и постановки спектаклей будет нам толк? Только благодаря изучению Торы и помощи мудрецам для нас смягчат суд, и мы шаг за шагом поднимемся в райский сад”. Так вот знайте, что я был послан представить перед вами жалобу умерших. Если проигнорируете ее, не стану пугать вас тем, что вас позовут на суд. Но в конце концов вы и сами туда попадете, и что тогда скажете? — не небесному суду, а всем тем душам умерших, деньгами которых вы злоупотребили, отказав им в подъеме наверх?»
Он вытащил ручку и открыл чековую книжку: «Сколько вам выписать?»
Но я говорю: «Так не пойдет. Давайте сядем и решим, какую часть денег будут отдавать на религиозные нужды общины и на изучение Торы ради подъема душ». С того дня в его подходе произошел переворот.
Я понял, что быть представителем умерших — дело хорошее. Позвольте же мне и здесь представлять их.
О ком идет речь? О каждом из тех, кто меня слушает. Вечно вы жить не будете, а когда окажетесь наверху — что скажете? Не небесному суду, а своим родителям!
Процитирую из книги «Пеле Йоэц» (об уважении к отцу и матери): «Главное уважение — почитать их после смерти (Кидушин 31 б). Каждый, кто способен сделать приятное душам родителей, пусть делает это изо дня в день и не забывает. Не нужно поступать, как делают многие невежественные люди, которые едва вспоминают отца и мать в день поминовения. Они произносят Кадиш, дают чуть-чуть денег на благотворительность и немного учат Тору. Горе отцам, которые ждут от своих детей, чтобы те их выкупили и помогли подняться из адской ямы, ибо делая так мало, их дети ничем им не помогают! Надлежит сыну, чтобы на протяжении всей жизни образ его отца был у него перед глазами, словно тот горько взывает из пламени огненного: “Сын мой родимый, пожалей меня, спаси от меча душу мою, от лап собаки единственню мою!” (см. Теилим)
Даже если кто думает, что его отец совершенно праведен, и душа его наслаждается изобилием, пусть подумает о том, что исполненными заповедями он словно приносит ему вкусные блюда, “дабы благословила его душа его” (см. Берешит). А как хорошо было бы привыкнуть каждый день произносить: “Да будет воля Твоя, Б-г Всесильный наш и отцов наших, принять с милосердием и благоволением каждый добрый поступок, содеянный мною, — как в мысли, так и на деле, — чтобы все они обратились в заслуги, покой и возвышение для души моих отца и матери”».
Рав Х. Й. Азулай (в книге «Кикар ле-Оден») написал, что каждой молитвой и исполненной заповедью, при изучении Торы и открытии в ней чего-либо нового, человек дает наверху награду своим родителям, поскольку он исполняет все это в силу полученного от них воспитания. «Этим заповедь уважать отца и мать исполняется лучше, чем любым почетом, который можно было оказать им в нашем мире. Это приносит им большое удовольствие».
Чем мы отличаемся от того начальника похоронного общества? Если и есть различие, оно не в нашу пользу.
Отец и мать привели нас в этот мир, столько добра сделали нам, так сильно беспокоились о нас. А теперь, когда они в нас нуждаются, что мы даем им? Будем помнить, что в молитве и в изучении Торы, каждой заповедью и хорошим поступком мы совершаем для них добро в мире вечности. (Веигадта)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?