Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выход из Египта произошел преждевременно. Еврейский народ переживал духовное падение, и Творец осуществил обещание, данное Яакову.

Одним из ключевых моментов нашей недельной главы является погоня египтян за евреями. Рабы, которые обрели долгожданную свободу и опасались войск фараона, воочию увидели, как Всевышний утопил казавшиеся непобедимыми колесницы и их грозных всадников. О корнях отношения Б-га к еврейскому народу пишет раби Йосеф-Дов Соловейчик в книге «Бейт а-Леви». Он обращает внимание на следующие слова в главе «Ваигаш», которые Творец произнес, обращаясь к Яакову: «Не страшись спуститься в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там. Я спущусь с тобой в Египет и Я возведу тебя, также возведу» (Ваигаш 46:3).

Чего именно опасался Яаков? Он ведь знал, что евреям уготовано изгнание, а потому нет смысла бояться неизбежного. Наш праотец боялся не изгнания, а его результатов: Египет был страной идолопоклонников и колдунов. Присутствующие там силы духовной нечистоты могли нанести потомкам Авраама невосполнимый ущерб. Поэтому Яаков предпочитал, чтобы изгнание проходило в другой, менее испорченной стране.

Всевышний обнадежил его — Я Сам спущусь с еврейским народом в Египет. Твои опасения небеспочвенны: там сыны Израиля могут пасть духовно до такой степени, что еще миг — и выводить будет некого. Ведь выводить надо потомков наших праотцев, связанных с праотцами духовно. А они могут утратить эту связь. И поэтому Я выведу их оттуда раньше срока, если в этом будет необходимость.

Но они должны были находиться в изгнании определенное время. А если они деградируют и их надо будет вывести раньше срока? Что же будет с теми годами изгнания, которые они должны были пройти, но не прошли? Те годы они «восполнят» в последующих изгнаниях. На это, согласно «Бейт а-Леви», намекает повторение: «возведу тебя, также возведу» — «выведу» дважды.

Так оно и случилось. Вместо положенных 400 лет рабство длилось 210 лет. Этот 400-летний период можно было отсчитывать буквально, с момента прихода евреев в Египет. Но Всевышний начал отсчет с момента рождения Ицхака. Когда Творец увидел, что евреи находятся на низком духовном уровне и, если оставить их в Египте и дальше, некого будет выводить, Он освободил их от пут фараона раньше срока. А оставшиеся годы изгнания и страданий они «наверстают» в последующих изгнаниях.

Обещание спуститься в Египет вместе с народом Израиля Б-г дал не частному человеку, а целому народу. Всевышний незримой цепочкой соединил Свою славу и Свой статус со статусом евреев. В Иерусалимском Талмуде в трактате «Таанит» приводится следующая аналогия — человек боялся потерять ключ и, чтобы этого не произошло, привязал к нему цепочку. Слава Б-га и знание о Нем в этом мире прямо связано с еврейским народом. Когда евреи на высоком уровне, Б-г совершает для них чудеса и Его слава видна всему миру. А когда евреи унижены, то и слава Б-га проявляется в этом мире не так явно. Связав Свою славу с положением еврейского народа, Б-г обеспечил евреям вечное существование.

Когда евреи расположились у Пи а-Хирот, Всевышний предупредил Моше о том, что произойдет в дальнейшем: «И крепким сделаю Я сердце фараона, чтобы он преследовал их, и Я Мою славу явлю через фараона и через все его войско, и узнают египтяне, что Я Господь» (Бешалах 14:4). Фараон заранее подготовил армию для погони, сделал все нужные приготовления и позаботился об организационной части. Но после череды сокрушительных казней фараон колебался, выходить ему на войну или нет. И тогда Творец ожесточил его сердце, чтобы он выступил на войну.

Как известно, Б-г наказывает грешников по принципу «мера за меру». Египтяне топили в водах Нила еврейских младенцев, поэтому и им самим была уготована та же участь. Всевышний мог наказать преступников «конвенциональным» образом — при помощи мощного наводнения. Однако Творец избрал иной путь для того, чтобы освятить Свое Имя и так повысить духовный уровень народа Израиля. Вместе с тем, такой путь был более «мягким» и для египтян, при наводнении они пострадали бы существенно больше.

Наши мудрецы отмечают, что чудеса, которые сотворил Всевышний у Красного моря, превышали по своей значимости все египетские казни вместе взятые. Море расступилось и евреи благополучно прошли по суше. Конница фараона бросилась следом за ними и утонула. После разгрома египетского войска евреи получили в подарок невиданный по своей мощности пророческий дар. Мидраш рассказывает, что простая рабыня у вод Красного моря видела духовным зрением больше, чем Йехезкель, один из величайших еврейских пророков. «И узрел Израиль великое деяние, которое совершил Господь над Египтом, и устрашился народ Господа, и поверили они в Господа и в Моше, Его раба» (Бешалах 14:31).

 


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»