«Там дал ему закон и правосудие и там испытывал его» (15:25). В Египте сыны Израиля были погружены в сорок девять врат нечистоты, и не было у них ни заповедей, ни добрых поступков, пока не открылся им Царь царей над царями и освободил их в Своей доброте и милосердии. У евреев не было заслуг, которые могли бы объяснить совершенные с ними удивительные «чудеса и знамения в земле сынов Хама».
А как дошли до Тростникового моря, египетские чудеса умножились в пять раз! Мы и не представляем, сколько чудес совершилось там, сколько дивных явлений. И в заслугу чего все это? Только в силу доброты и милосердия, из безграничной любви.
Но кто любит получать бесплатный хлеб? Человек по природе хочет сам зарабатывать себе на пропитание — легко и удобно, но честно и справедливо. Что же сделал Всевышний? Сразу после рассечения Тростникового моря, Он привел сынов Израиля в Мару, где даровал им законы шаббата и некоторые другие законы, как сказано: «Там дал ему закон и правосудие и там испытывал его». Слово «испытывал» (ниса) происходит от слово «знамя» (нес) — нечто высокое, возвышающееся. Там Святой, благословен Он, поднял их на более высокий уровень. Отныне они не нуждались больше в бесплатном хлебе в виде чудес и знамений, но получили возможность «заработать» их — если будут соблюдать шаббат и все остальное.
Рассказывают об одном аврехе из Бней Брака, который поехал в Иерусалим и вернулся домой за полтора часа до шаббата. Выезжая из Иерусалима, он заметил солдата, который хотел остановить машину, чтоб его подвезли. В порыве доброты водитель остановил машину и спросил его: «Куда тебе нужно доехать?» Тот ответил: «Я живу на севере, за Тверией».
Аврех подумал: «Увы, шаббат приближается, а Тверия находится далеко. Пусть сядет ко мне, довезу его до развилки, откуда идет дорога на Тверию, и так он приблизится к дому».
Но опасаясь, что этот солдат нарушит шаббат, он предложил ему остаться в гостях у него дома. Однако тот ответил: «Я не религиозен, я курю и шаббат не соблюдаю». Аврех стал его уговаривать: «Еду и место для сна я предоставлю и мешать тебе ни в чем не буду». В итоге солдат согласился, но при условии «что не придется идти в синагогу», затем позвонил матери и предупредил, что остается на ночь в Бней Браке.
Аврех сказал ему: «Когда закончится шаббат, посла авдалы, я прихвачу тебя до ближайшей остановки». Они добрались до Бней Брака примерно за час до сумерек. В семье авреха все уже были готовы и одеты к шаббату. Сам же он пошел в микву, окунулся во славу святого шаббата, вернулся домой и увидел, что жена его подала пирожные и напитки. Солдат (которого звали Офер) увидел, что все идут в синагогу и сказал: «Если дашь мне кипу, я и сам готов пойти туда с вами».
Дошли до синагоги, встретили шаббат и прочли вечернюю молитву, вернулись домой, совершили Кидуш, произнесли слова Торы и спели песни. Солдат сидел и слушал.
Так прошел весь день в приятной обстановке, а аврех старался изо всех сил донести до Офера свет Торы.
После шаббата Офер обратился к своему благодетелю и сказал: «Вы очень любезно приняли меня в гостях, я получил большое удовольствие. Ты говорил о Торе, пел песни, но я скажу тебе правду: для меня это слишком тяжело, мне такое не подходит. Но одну вещь я готов принять на себя. Один закон, который я выберу и буду исполнять».
«Есть ли у тебя какая-то книга, которая вкратце излагает законы Торы?» — спросил он.
Аврех ответил ему: «Да, есть книга, называемая Кицур Шулхан Арух».
Открыли книгу. Аврех нашептывал строки из Теилим, молясь, чтобы выбор получился удачным. «Хорошо бы, — думал он, — чтобы тот выбрал что-нибудь из законов шаббата. Тогда ему придется потом спрашивать у раввинов, как это выполнить, и он установит связь с ними».
Глаза Офера уставились в правила одевания обуви: «Сначала обувают правый ботинок, а потом левый, а завязывают наоборот — сначала левый, затем правый». Этот легкий закон ему понравился, и он решил выбрать именно его.
Когда он рассказал авреху о своем выборе, тот стал переживать и подумал: «Это ли результаты моих вложений? Такой незначительный закон никогда не приблизит его ко всей Торе!»
Когда ехали к остановке, солдат был очень доволен от заповеди, которую принял к исполнению. Аврех расстался с ним доброжелательно и в дальнейшем почти забыл об этих событиях.
Примерно через полгода раздался стук в дверь авреха. На пороге стоял религиозный человек, желавший поговорить с главой семьи. Хозяин поприветствовал гостя и спросил, кто он и чего хочет.
«Я Офер, — разразился тот слезами, — ты спас мне жизнь!»
И тогда Офер рассказал свою ужасную историю.
«Две недели назад мы на военной базе получили приказ собраться возле вертолетов. Через пять минут выходим на военную операцию против “Хизбалы” на севере. В армии пять минут есть пять минут, без всяких поблажек. Я поспешил и, не доходя нескольких метров до вертолета, вспомнил о моей заповеди, которую в этот раз я не выполнил. В сердце моем произошла короткая борьба, и в итоге заповедь победила. И я решил: исполню то, что принял на себя. Я тут же побежал в свою комнату, снял военную обувь с ее запутанными шнурками и одел ее вновь согласно правилам Торы. Закончив, я побежал во весь дух, но вертолет уже взлетел. Начальник увидел меня и тотчас наказал. Меня посадили в камеру.
По прошествии получаса вся страна Израиля гудела. Случилось ужасное несчастье: два вертолета столкнулись друг с другом, и семьдесят три солдата погибли (да спасет нас Милосердный). Единственным выжившим был я — в заслугу принятой мной заповеди».
Офер полностью вернулся к религии, и на сегодняшний день он исполняет заповеди во всех подробностях. «А вы, прильнувшие к Б-гу Всесильному вашему, живы все сегодня» (Дварим 4:4). Все, что человек принял на себя, даже если это что-то очень маленькое, нужно исполнять самоотверженно. В заслугу маленького правила Офер сохранил себе жизнь (Эмуна Шлема).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его