«И посадил виноградник» (9:20). Мудрецы рассказывают, что речь идет о чуде — Ноах посадил виноградник сразу по выходе из ковчега, и в тот же день виноградник зацвел, дал плоды, Ноах собрал их и сделал вино.
Магид из Дубно задает вопрос: как такое надприродное чудо могло привести к отрицательным моментам, описанным в Торе (Ноах опьянел и т. д.)? Магид приводит следующую притчу. Жил-был человек, у которого не было источников дохода. В его доме даже краюхи хлеба не было. Бедняк пытался заниматься различными ремеслами, но ему не удавалось заработать ни копейки. Тогда он отправился к местному раввину и попросил у него благословение. Тот отреагировал: «Пусть Всевышний поможет тебе, и да станет первое дело, которым ты сегодня займешься, твоей постоянной работой».
Бедняк вернулся домой. Вытащил кошелек и решил пересчитать завалявшиеся в нем мелкие монеты: «Раз раввин сказал, что первое дело, которым я займусь по возвращении, станет постоянной работой, мои монеты должны превратиться в целое состояние». На его беду, человека увидела жена и закричала: «Вместо того, чтобы сидеть дома, ты занимаешься глупостями!» Тот ответил ей в аналогичном ключе. Ссора разрасталась на глазах. Короче говоря, вся жизнь героя притчи превратилась в одну продолжительную ссору — в соответствии с полученным благословением..
Сказка — ложь, да в ней намек. Магид пояснил: Всевышний благословил Ноаха и его сыновей. Любое дело, которым он мог заняться по выходе из ковчега, стало бы успешным. Однако вместо усилий, направленных на улучшение духовного мира, Ноах занялся материальным миром, посадив виноградник. Но благословение свыше сработало — дерево зацвело, дало плоды, вино получилось на славу… и вслед за ним произошли и отрицательные моменты, описанные в нашей недельной главе.
В нашей жизни есть немало ситуаций, при которой Творец дает возможности реализовать заложенные в нас силы. Следует помнить, что использовать их надо в положительной плоскости.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его