Многие законоучители считали, что Рош а-Шана следовало бы отмечать в посте и молитвах, а не в рамках праздничной трапезы. Галаха придерживается другого мнения — недаром в Книге Эзры сказано: «И сказал им: ешьте и пейте, ведь свят день этот для Г-спода нашего, и не грустите, ибо радость Творца — ваша защита». Рабби Азарья Феджо комментировал это так: праведникам Всевышний сказал — не грустите из-за того, что в этот святой день вам приходится есть, а не поститься. Ведь Рош а-Шана — это день суда, в который каждому из нас выносится приговор. Что будет с нашим здоровьем? Имуществом? Заработком? Все эти критерии определяются на небесах в Рош а-Шана. Неудивительно, что раввины прошлого были готовы поститься в этот ответственный день.
В книге «Зоар» (часть 1-я, 21:1) написано, что братья Яакова, которые в первый раз посетили дворец Йосефа, опасались, что проданный ими в рабство брат отомстит и сделает из них самих рабов — «И испугались люди и сказали: сделает он нас рабами» (Брейшит 43:18). «А теперь подумайте, — пишет “Зоар”, — как должен чувствовать себя человек в преддверии Рош а-Шана, дня, в который Творец может припомнить все наши проступки?!»
«Ну, хорошо, — скажет читатель. — Я понял, что еврейский Новый год является священным днем. Но зачем же пугать судом и наказаниями?» Прежде всего, чтобы знать правду.
Рабби Исраэль Салантер как-то раз выполнял функции кантора в Рош а-Шана. Его лицо было смертельно бледным. Кто-то из прихожан весело улыбнулся: «Ребе, такое ощущение, что вы боитесь бурого медведя, который спрятался в синагоге. Сегодня Рош а-Шана, надо радоваться». Раввин ответил: «Да, Рош а-Шана — это не медведь. Царь Давид сказал, что не боится медведя и льва (см. Шмуэль I, 17:36), но вот “Встали дыбом волосы мои от суда Твоего” (Теиллим 119:120)». Именно р. Салантер многократно напоминал, что положительный приговор на небесном суде достигается именно благодаря страху перед Судьей. Поэтому в Рош а-Шана трубят в согбенный шофар, символизирующий согбенного человека — чем больше он будет страшиться Небес, тем выше будут его шансы на оправдание.
Рош а-Шана — это время контрольной проверки. Весь годы мы были работниками на заводе у Творца, периодически получая зарплату. Прошел год, мы должны предоставить полный отчет о произведенной продукции. Но вместо того, чтобы с гордостью указать на вагоны, заполненные товаром, мы предъявляем Б-гу скромный пакетик: «Это и есть наш товар, наши заслуги». Сказано, что даже преступники полны заслугами, как гранат — зернами. Вот мы и демонстрируем Всевышнему жалкие зернышки своего труда.
Как минимум, при таких скромных результатах мы должны держаться столь же скромно. Если же мы сидим в синагоге и небрежно перелистываем страницы молитвенника, тем самым мы выказываем неуважение к Высшему суду. Мы не каемся, а только требуем: «Пошли нам хороший год! Пошли нам пропитание! Пошли нам здоровье». По какому праву?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.