«И вышли сыны Израилевы вооруженными из земли Египетской» (Бешалах 13:18). Исход из Египта представлял собой чудо от начала до конца. Всевышний насылает десять казней, непоколебимый фараон соглашается отпустить евреев, Красное море расходится перед бывшими рабами, а египетская конница тонет в пучине…
Почему же Творец потребовал, чтобы евреи вооружились? Почему не продолжил вереницу чудес и не уничтожил врагов каким-нибудь сверхъестественным способом? Почему водил народ Израиля обходными путями вместо того, чтобы привести их в Ханаан прямой дорогой?
В Египте евреи находились на 49-й ступени духовной нечистоты. После освобождения из рабства они должны были стать полноценным народом, который служит Б-гу, вырасти духовно.
Духовный рост длится всю жизнь. Тут и там нас подстерегают опасности, к которым надо подготовиться заранее. Поведение евреев после выхода из Египта учит нас оптимальной стратегии — не надо стремглав бросаться в бой, конфликтов следует избегать. В Талмуде сказано, что человек, который идет по шоссе закрывает глаза при виде неприлично одетых женщин, поступает правильно. Но если он знает о существовании обходного маршрута, но не пользуется им, этот человек — грешник (Бава Батра 57б).
При этом еврей всегда должен быть готов к неожиданным встречам. Он должен духовно вооружиться, чтобы противостоять соблазнам и провокациям своего дурного желания. Поэтому Всевышний потребовал, чтобы евреи вышли из Египта вооруженными. Вера в Б-га и внутренние резервы — это залог успеха!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский