«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Ноах 8:22). Согласно комментарию Бен-Иш Хая, в сердце человека идет непрерывная борьба доброго и злого начала. Доброе начало шепчет: «Тот, кто сеет в этом мире, пожинает в загробном. Иди, исполняй заповеди!» От него не отстает и злой собрат: «Зачем ждать жатвы? Иди, рви плоды материальных благ и страстей прямо сейчас!»
При виде запрещенной вещи доброе начало предостерегает: «Вспомни своего Творца! Не теряй свой будущий мир за одно мгновение!» Ему перечит злое начало: «Перестать заниматься вычислениями, пользуйся тем, что перед тобой находится!».
Утром доброе желание призывает человека пойти на молитву. А злое отговаривает: «Еще ночь, поспи немножко». Поэтому и сказано, что «… сеяние и жатва (…) день и ночь не прекратятся». Доброе и злое начала продолжат спорить между собой. Одно будет звать еврея сеять добрые дела, а второе предложит удовлетвориться жатвой низменных страстей. Одно скажет: «Уже день». А второе зашепчет: «Не слушай его, еще ночь».
Спросили как-то Хафец-Хаима, почему плату за исполнение заповедей получают не в этом мире, в загробном (трактат Кидушин 39а). По своему обыкновению, он рассказал притчу.
Богатый ювелир скончался в самом расцвете сил и оставил после себя единственного сына, еще ребенка. Назначили ему опекуна, чтобы тот заботился о еде, питье и одежде для малыша.
Как-то раз сироте захотелось конфет. Пошел он на кухню, перерыл все ящики — нет ничего. Тогда мальчик вышел из дома и побрел в ближайшую лавку. «Почем конфета на палочке?» — «Десять пенни», — ответил продавец.
«У меня нет денег, — сказал сирота, но зато есть вот что». С этими словами он протянул продавцу маленький бриллиант. «Нет денег — иди домой», — приказал неуступчивый продавец.
Мальчик возмутился: «Неужели твоя конфета стоит дороже моего бриллианта?!» — «Нет, конечно же, — пояснил продавец, — и именно поэтому я хочу, чтобы ты оставил бриллиант себе, не променяв его на какую-то сладость».
Плата за исполнение заповеди — это бриллиант, цену которому можно узнать только в раю. Было бы глупо дать нам возможность разменять его в этом мире на что бы то ни было!
(из книги «Шаарей тшува»)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский