«А открытое нам и детям нашим» (29:28). Известно, что заповедь, выполненная не ради нее самой, а ради соревнования, хвастовства или чего-то еще, может, не дай Б-г, использовать для своего питания и усиления нечистая сила, которая только и живет крошками со стола святости. Об этом писал раби Бен Иш Хай: «тайны» сердца человека — когда исполняет мицву «Богу Господу нашему», чтобы не попала мицва в плен. А «открытое» — само дело заповеди «будет нам и детям нашим навечно». Страшные слова. Если проверить наши дела, сколько мицвот мы делаем в полной чистоте и святости? Они так нам понадобятся в день суда, чтобы взошли и легли на чашу заслуг, чтобы решить нашу жизнь — а они в плену у темной силы, у другой стороны, или даже, не дай Б-г, лягут на другую чашу. И все же не надо отчаиваться, ее можно вырвать из когтей, из пасти.
Вот совет — выполните такую мицву только ради небес, и она спасет ту, что в плену. Одна молитва со всем вниманием пробудит и спасет все молитвы, которые были произнесены без каваны.
Рабейну Авраам ибн Эзра толковал (בתהלים פד-ג): «Сердце мое и плоть моя будут тебя воспевать» — то есть намерение и слова как одно целое.
И гаон раби Бен Цион Аба Шауль приводил пример:
В школе готовились к приезду министра образования. Толпилось столько людей, что трудно было дышать. Закончились занятия в переполненных классах, в бомбоубежище и на складе. Если понравятся они министру, он поможет. Надежда на помощь висела в воздухе, ученики оделись в праздничную одежду, выстроились рядами, чтобы приветствовать министра. Лицо министра сияло, и свита казалась довольной, все шло своим чередом. Поднялся директор сказать приветственные слова: «Уважаемый министр, уважаемые гости, в такой возвышенный момент мы просим…»
И тут зазвенел пелефон. Он опустил руку в карман и сразу понял, кто звонит: «Да, конечно. Нет, не забуду». Министр поднял бровь. Посмотрел на поджавшего губы заместителя. Директор посмотрел на секретаршу: «Напомни мне, жена просила не забыть принести хлеб и молоко из магазина», — и это разнеслось через усилитель по всему району. Секретарша кивнула головой, и глаза ее округлились, когда увидела, что министр встал и направился со свитой к воротам.
— Так на чем мы остановились? — спросил директор в мегафон. — А, да!
Посмотрел в листочек перед собой и продолжил читать:
— Это для нас большой день, — сказал он в спину уходящего министра…
Мы должны понять, что Творец знает мысли. Для Него наши мысли во время молитвы, как будто мы громко говорим эти слова. Они отпечатываются наверху и разносятся по всем мирам — а мы возлагаем столько надежд на наши молитвы, на спасение и милосердие по стольким вопросам и просим здоровья, покоя, заработка и успеха — и удивляемся, когда нам не отвечают (ע"פ אור לציון).
В ИЕРУСАЛИМЕ БЫЛА ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ БЕДНОСТЬ.
Знаменитый проповедник хахам Бен Цион Пардес ходил в старой потертой одежде. Однажды он говорил о важности внимания в молитве. Молитва без внимания — как труп бездыханный, и всякая посторонняя мысль портит молитву. И признал, что это было самым трудным в Храме, трудно молиться совсем без посторонних мыслей.
И один из состоятельных слушателей сказал: «Если уважаемый рав помолится без посторонних мыслей, получит от меня новую одежду. Отличную одежду на шабат или на будние дни, как захочет».
После беседы стали молиться вечернюю молитву. А когда она закончилась, спросил тот богатый человек: «Ну, что? Заказывать одежду»?
Ответил ему рав: «Нет. Потому что в конце молитвы, когда говорил “Элокай, удержи мой язык от плохого”, промелькнула в голове мысль, какую одежду лучше носить на шабат»…
Сказал тот человек: «Тому, кто молился до этих слов без одной посторонней мысли, полагается и субботняя одежда, и будничная»… (אבותינו ספרו לנו, פרדס התורה)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский