«Поставьте себе людей мудрых и понимающих и известных в ваших коленах» (1:33)
Из поколения в поколение в народе Израиля поднимались судьи и раввины, которые помимо величия в Торе обладали мудростью в мирских делах и были известны в своих коленах. Святые гаоны, благодаря которым видели, что Тора — наша мудрость и разумение в глазах народов.
Таким был и гаон раби Эзра аМави, раввин Халеба в Арам Цова (Сирии). К нему на суд приходили не только евреи, его мудрость была известна и неевреям, и они приходили к нему домой, чтобы рассказать о своих проблемах и услышать его совет. Среди них был один уважаемый мусульманин, мир которого разрушился. Вот как это было:
Он пришел домой и попросил жену дать чашку кофе с куском пирога. Приготовление кофе затянулось дольше обычного, и он очень рассердился. Стал есть пирог и предупредил ее, что если закончит до того, как она подаст кафе, он с ней разведется!
Печка на углях разогревалась медленно, муж успел доесть кусок пирога, а кофе не был готов. И, по закону шариата, они оказались разведены! Мало того, он не имел права после развода вернуть ее и снова на ней жениться, если только она не вышла замуж второй раз. Кади побежал к шейху, стали думать, как ему вернуть жену, но ничего в голову не приходило…
«Есть только один способ, — сказали ему, — обратись к раввину, он мудрый, разрешает все сложные проблемы».
Пошел араб к раву Эзре и все рассказал.
К его удивлению, рав спросил: «А пирог был влажный или сухой»?
— Суховатый. А какое это имеет значение?
— Если так, конечно, просыпались крошки там, где ты ел.
И улыбка расплылась на лице рава. Побежал араб скорее домой и собрал с пола крошки.
— Поспеши, — сказал он жене, — приготовь чашку кофе, пока я не доел последние крошки.
И Слава Небес освящалась перед глазами народа, который слышал о мудрости рава.
«Как понесу я один все их трудности», спросил Моше рабейну, верный пастух.
Кто хочет получить представление о трудах, тирхато пастуха Израиля, пусть задумается об одном дне рабейну Хаима Палаги зацаль. К нему домой с раннего утра шли и шли люди, чтобы рассудил их и вынес свой суд, чтобы посоветоваться и задать вопрос о галахе, и всех встречал улыбкой, терпеливо выслушивал и взвешивал, выносил решения и советовал, учил и благословлял. И только когда ушел последний посетитель, ему принесли поесть.
И тут открылась дверь. Кто-то пришел.
Рав сразу прикрыл тарелку и отставил, будто уже закончил есть.
Тот задал вопрос, получил ответ, и рав вернул тарелку на место.
Потом снова пришли, и так несколько раз. Наконец, наступила тишина. Больше никто не приходил. Рав закончил еду, которая уже остыла и потеряла вкус.
И тогда удивился: «Разве так бывает, чтобы человеку не помешали доесть»?
Его сын открыл тайну: приходила одна женщина и хотела задать вопрос. Но я сказал, что ты ешь, чтобы пришла еще раз.
— И кто она? — спросил рав.
— С окраины города. У нее был вопрос о кашруте.
Рав встал, одел галиму (верхнюю рубаху) и сказал сыну:
— Пошли.
— Куда? — спросил сын.
— К этой женщине. Ты — чтобы извиниться за отказ. А я — чтобы ответить на ее вопрос.
Это величие мудрецов Израиля, черпающих величие из нашей святой Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.