Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И постигнут его многие беды и несчастья» (Ваелех, 31:17)

«Почему, почему мы должны быть как тот глупый шейх?» — спрашивал себя раби Шимон Агаси, благословенна память праведника, из Багдада.

А что за история произошла с глупым шейхом? В книге «Авотейну сипру лану» так рассказывается о порядке молитв о прощении (слихот): дело об уважаемом шейхе из отдаленной деревни, который был в своем владении, как шейх — в Багдаде. Его жены были у него за рабынь, его дети прислуживали ему, а слуги работали в полях и пасли скот. Однажды послал правитель деревни извещение, что приближается время уплаты налогов царю. Засмеялся деревенщина смехом великим: «Кто такой царь? Он живет в столице, а здесь я царь, я всемогущий правитель в моем шатре и моем имении! Пусть у царя будет царская казна, а я буду хранить мои деньги для себя».

Сказал ему его сосед: «Не восставай против властей. Велик царь, и есть у него огромная сила, бесчисленны полки в его армии!»

Засмеялся шейх и сказал: «Ерунда. Пустыня — наше царство, никто не может пройти по ней!»

Приблизилось время выплат, и все поспешили оплатить долги. Только шейх отказывался сделать это.

Прошло время выплат, и ничего не случилось. Насмешничал шейх над всеми своими соседями и знакомыми. «Вы видите, кто прав, как вы были глупы, что заплатили налог. Какая связь между вами и царем с его налогами?!»

Смутились они, пожали плечами. Кто знает, может он прав, может они поторопились…

Прошла неделя, две, и появился в деревне полк солдат. Они получили от правителя список налогоплательщиков и имя уклоняющегося. Направились они к его шатру. Приказали привести его и опозорили перед женами и детьми, а потом распорядились накрыть стол для трапезы. Зарезал он овцу и стал обслуживать их, как раб. Они приказали ему накормить и напоить его лошадей, а в шатре его принялись распоряжаться, как в своем доме. Брали, что хотели, топтали, уничтожали, обижали, били, и не ушли прежде, чем он отдал им все деньги. Налог вместе со штрафом…

Покачивали головами жители деревни: что пользы от его хвастовства? Штрафа не избежал, и больше того, унизили его до земли, оскорбили немилосердно, и даже ограбили, и стал он посмешищем.

Мораль: что Ашем требует от нас? Чтобы страшились Его, и если согрешили, вернулись к тшуве в дни раскаяния. Проворно уплатили свои долги и были удостоены на суде доброго года. Но есть такие, кто всячески изворачиваются. «Что нам до царя», — говорят они, — Он на небесах, а мы сами управляем здесь своей судьбой».

И тогда, да смилуется Г-сподь, приходят Его посланцы. «И болезни многочисленные и верные», злые. Приходят, чтобы взыскать долг, возвратить нас к тшуве.

И нет спасения, нет выбора — в конце концов, мы должны вернуться, по-хорошему или по — плохому. Это разъяснено в Торе, в главе упреков. И также мы читаем в Торе: «И разгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и скрою Лицо Мое от них, и будет он отдан на растерзанье, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: “не потому ли, что нет Б-га среди нас, постигли меня беды эти?”

Зачем же ждать, почему не заплатить сразу, возвратиться в срок и сократить страдания и боли?

Вернемся к тому шейху. Что было, то было, осталась горькая и жгучая память. Прошел год, и правитель снова послал предупреждение: приближается время уплаты налогов. Кто первый будет платить? Разумеется, тот шейх!

Но что сказать, если он и в этот раз отмахнется от предупреждения? Если и теперь скажет: “Что мне до царя, он царь в столице, а я царь в своем имении”.

Пожмем плечами: “Того, у кого нет знания, запрещено жалеть”.

А разве мы не похожи на того шейха? Медлим сделать тшуву, а год проходит. Смерть на дорогах, больницы переполнены, дорогое пропитание, безработица — нас бьют со всех сторон, а сейчас снова пришел срок уплаты. Давайте же, поторопимся и вернемся к тшуве, и колесо судьбы повернется к лучшему. (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его