«Все, что выйдет из его уст, пусть сделает» (Матот, 30:3)
Еврей молится, а слова из сидура (молитвенника) так и просятся, чтобы сердце открылось и источник слез прорвался: «И насытимся мы из благ Твоих, и возрадуется душа наша спасению Твоему, и очисти сердце наше служению Тебе воистину», есть ли более волнующие слова? Мы вспоминаем, как молились наши отцы, как лилась их беседа перед Творцом, как они умоляли, как простирали руки. Как билось их сердце, как источали слезы их глаза, а мы что? Где сердце, где чистое чувство?
Сердце как будто закупорено. Темное, равнодушное. Молимся, и все тут. Что случилось с нами?
Ответ дан в книге рава Хидо «Нахаль кдумим». Пасук «Все, что выйдет из уст его, пусть сделает». Объясняет Хидо: человек действует в соответствии с тем, что выходит из его рта. Если он занимается словами Торы и святости, он добавляет силу святости и становится святым, и само собой, сердце его открыто для служения Творцу. А если он занимается будничными делами, торговлей, ремеслом, и пустыми беседами, даже когда сами эти слова не запрещены, халила его личность — будничная, и сердце будничное.
Но если он, халила, злословит и сплетничает, ссорится и даже лжет, его личность становится испорченной, да смилуется Г-сподь.
И если мы хотим сделать себе добро и раскрыть свое сердце, то отстранимся от запрещенных разговоров и постарается умножить слова Торы и молитвы.
Гаон, Шалом Мордехай Швадрон, благословенна память праведника, рассказал, что у раби Элияу Душницера, благословенна память праведника, был сын, который уехал в Америку и оставил отцу цитрусовую плантацию в Рамат а-Шароне. Для владельцев цитрусовых садов наступил тяжелый период — стало трудно продать апельсины, и расходы оказались больше доходов. Вынужден был раби Элияу Душницер влезть в долги, чтобы сохранить деревья. Он очень мучился из-за растущих долгов и постыдного положения, в которое он попал, поскольку это было противоположно его мировоззрению. К тому же он страшился, что оставит этот мир, имея долги, и окажется в положении «одалживает злодей и не платит». Он умножил молитвы и просил всех знакомых, которых встречал, чтобы молились за него, и он смог бы избавиться от цитрусовой плантации, продать ее и расплатиться со всеми долгами.
Один из его учеников, ставший после женитьбы посредником по продаже квартир и земельных участков, искал и нашел американского еврея, который хотел купить цитрусовый сад. Посредник устроил ему встречу со своим раби, и они вместе поехали в Рамат а-Шарон. Сидел рав Элияу и беседовал с покупателем: «Написанное говорит — пусть не обманет человек брата своего, поэтому я обязан перечислить все недостатки моего сада: в одном из деревьев обнаружились черви, второе дерево приносит мало плодов, третье дерево засохло и так далее. И знай, дорогой мой. В Гмаре сказано: желающий потерять свои деньги, пусть наймет рабочих и не сидит с ними (Бава меция, 29), это говорится о любом положении, тем более о моей цитрусовой плантации, в которой есть столько “недостатков”. Поэтому я сообщаю тебе: если ты не можешь работать сам, ты потеряешь»…
Покупатель терпеливо слушал и молчал.
Когда они приехали в Рамат а-Шарон, и вошли в сад, начал раби Элияу показывать все недостатки, которые раньше перечислял.
Вот червивое дерево, вот сухое дерево, а здесь — яма». Покупатель стоял, храня молчание. Он готов купить. Вдруг он остановился и проглотил лекарство из бутылочки, которую достал из кармана. Подскочил раби Элияу и спросил: «Что случилось?» Ответил покупатель: «Раби, не беспокойтесь. У меня слабое сердце, и я принимаю лекарства».
Только сказал человек эти слова, тотчас отменил раби Элияу Душницер продажу: «Святой, благословен Он, пошлет тебе полное исцеление, вскоре, но я не могу продать тебе мой сад ни в коем случае!»
Тут терпение покупателя лопнуло: «Не все ли равно тебе, раби, я согласен купить плантацию».
Однако раби Элияу отказался его слушать: «Если ты не понимаешь, что эта покупка нехороша для тебя, то я должен обмануть тебя? Ведь я сказал тебе “тот, кто хочет потерять свои деньги, пусть наймет рабочих и не сидит с ними”. В таком случае, как может человек со слабым сердцем сам ухаживать за таким проблематичным садом, как мой? Нет, нет. Этот сад я не продам тебе!» И тут же он уехал в Петах Тикву.
В те дни встретил раби Элияу своего ученика, раби Шалома Швадрона, на центральной автобусной станции в Тель Авиве. Сказал рав Элияу: «Ты ведь мой ученик, и ты получил от меня пользу. Поэтому я позволю себе попросить тебя сделать мне доброе дело. Ведь ты знаешь мое страдание и огорчение из-за цитрусовой плантации. Некоторое время назад я просил одного из моих учеников, открывшего хейдер в Иерушалаиме, чтобы читал Теилим после окончания учебы, чтобы я сумел продать ее и расплатиться с долгами».
«Но, — тут раби остановился, подбирая слова, чтобы не согрешить злословием на того ученика, — ты ведь знаешь, что он очень занят исполнением заповедей, и потому забыл сказать с детьми Теилим. Поэтому я прошу тебя: ты ведь едешь сейчас в Иерушалаим, зайди, пожалуйста к этому директору и напомни ему о моей просьбе».
Спросил раби Шалом: «Почему думает раби, что он забыл?»
Ответил раби Элияу: «Потому что я еще не продал мой сад!»
Приехав в Иерушалаим, пошел раби Шалом к своему другу и нашел его спешащим на почту. Передал он просьбу раби Элияу, и друг подтвердил, что он действительно забыл об этом. Оставил он свои дела, вернулся в хейдер и сказал с детьми несколько отрывков Теилим. И вот чудо: примерно через неделю продал раби Элияу свой сад и расплатился с долгами. (Машгиах из Каменец, Мааян а-эмуна)
«И приносим мы жертву Г-споду… искупить наши души» (Матот, 31:50)
В книге «Сефер иецира», кабалистической книге, древней и запечатанной, сказано, что месяц тамуз связан с буквой «хет» и с чувством зрения человека. Исходя из этого, указали кабалисты, что в этом месяце надо вдвойне устрожить, чтобы не согрешить зрением, и следить за святостью глаз.
Потому что нечистая сторона ставит так много препятствий в это время. Вводит в грех именно в это время и в этом вопросе. И именно на этой неделе мы читаем о жертве искупления, которую принесли главы армии от имени всех воевавших. Они вышли на заповеданную войну отомстить Мидьяну за то, что ввел их в грех разврата. Но при выходе из стана была опасность согрешить. И даже если «не убыло из нас ни одного человека», они не согрешили действием, но «искупить души наши» — запретных размышлений они не избежали.
Подумайте сами: поколение знания, ученики Моше рабейну, вышли на войну во главе с Пинхасом, но при выходе из лагеря их подстерегал соблазн, и понадобилось искупление.
История, которую рассказали нам наши отцы, и которая так верна для нас. Человек пришел к своему раву, взволнованный и расстроенный. Что случилось? Он пришел к одному из праведников поколения, обладающему святым духом, чтобы получить от него благословение. Но когда он вошел к нему, содрогнулся святой человек и сказал: «Выйди из моего дома, нечистый, и не оскверняй мой дом!» Посетитель выбежал в стыде и позоре, и обратился к одному из членов семьи праведника, чтобы спросил, почему тот на него разгневался.
Ответил праведник: «Какая наглость, он нарушает запрет на разврат, и еще спрашивает, за что гневаюсь»…
Пришел человек к своему раву, разбитый и измученный, и, плача, спросил его: «Знаю я , раби, что никогда в жизни не нарушал запрета на разврат. Что имел в виду праведник?»
Подумал рав и сказал: «Расскажи мне, пожалуйста, обо всем пути, который ты прошел из своего дома до дома праведника».
Начал человек описывать в подробностях. Сказал ему рав: «Ты шел по улице и видел нескромные виды, следовал за своим сердцем и за своими глазами, и осквернил свою душу!»
Заплакал человек и сказал: «Раби, неужели это настолько серьезно?»
Ответил раби: «Ведь пасук говорит ясно: где распущенность — в глазах на дороге».
Это так верно для этих летних дней и есть в этом связь с недельной главой. Двенадцать тысяч человек мстят Мидьяну местью Ашема в заповеданной войне, и все возвращаются без единой царапины. Чудом двенадцать тысяч человек уничтожают целый народ. Ни один человек из них не согрешил, однако они приносят жертвы. Почему? Ибо «если действием не совершили, то мыслью совершили (Трактат Шабат, 64). Писал рабейну Иеуда Клаф, благословенна память праведника, изгнанник Испании, в своей книге “Машиах альмим”: об этом говорит написанное там: принесем жертву Ашему искупить наши души. Ибо рассматривание нескромных видов и дурные размышления оскверняют душу! (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский