«Жертву Мне приносите в свое время» (Пинхас, 27:18)
В нашей главе мы читаем о жертвоприношениях — жертве «тамид», приносимой ежедневно, и дополнительных жертвах субботы и праздников со всеми подробностями. Это подходящая возможность вспомнить о важности молитв (Трактат Брахот, 6), возносимых вместо жертвоприношений (Трактат Брахот, 26). Как толковали мудрецы, благословенна память праведников: «И принесем быков уст наших » (Ошеа, 14:3). Кто принесет тех быков, которых мы прежде приносили? Наши уста, в молитве мы молимся перед Тобой (Псикта Де рав Каана, 24:19).
Приведем поучительный рассказ на эту тему. У святого гаона, автора книги «Оев Исраэль» из Афты, благословенна память праведника, был колель с аврехами, большими знатоками Торы, и он снабжал их всем. Раби Цви был одним из лучших учащихся.
Однажды в молитве «Амида» он дошел до места, где просят о заработке — слов, которые написал святой Арии, да защитят нас его заслуги. Эти слова говорят в благословении «услышь голос наш». Обычно он произносил их каждый день, но вдруг у него появилась мысль: эта просьба установлена, конечно, для торговцев и ремесленников, надеющихся на покупателей и обращающихся с просьбой об успехе в торговле. Мой доход отмерен мне моим раби, для чего же мне просить заработок.
Через несколько дней, в канун нового месяца, открыл раби дверь своей комнаты. Учащиеся подошли к нему, и каждый получил от него деньги. Вдруг кончились у него деньги, и случилось это в тот момент, когда подошла очередь раби Цви.
Пошел раби в свою комнату и вернулся в деньгами, которые начал распределять с авреха, стоящего после раби Цви.
Раби Цви поразился, как будто праведник дал ему пощечину. А раби закончил раздавать деньги и пошел в свою комнату. Раби Цви препоясался силой и спросил: «Пусть простит мне раби, я не получил своей доли»…Посмотрел на него раби пронзительным взглядом и сказал «Войди ко мне, пожалуйста!»
Все были поражены. Они знали раби Цви как богобоязненного авреха, с хорошими качествам, усердно и глубоко изучающим Тору. Какой ущерб нашел в нем раби, решив отдалить его?
Больше всех был смущен сам раби Цви. Что увидел раби своим духом святости, почему устыдил его при всех?!
«Сядь, пожалуйста», — сказал раби и посмотрел на него с любовью.
Раби Цви насторожился. Прежде оскорбительное игнорирование, а сейчас любовь и приближение.
«Я позвал тебя, чтобы ты объяснил мне кое-что, — сказал раби. — До сих пор никогда не случалось, чтобы деньги, которые я раздаю, кончались. Сегодня это в первый раз. И никогда не случалось, чтобы я забыл кого-то из учеников — да еще одного из лучших. Может быть, ты можешь объяснить мне, что случилось?»
Что случилось? Он не знает, что случилось!
«Подумай, пожалуйста, — подталкивал его голос раби. — Что могло перекрыть тебе канал заработка».
И тогда он вспомнил свою мысль, пришедшую во время «Амиды», что просьба о заработке предназначена не для него, так как он уверен, что получит его… (Мааян ашавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его