«Чтобы освятился Я среди сыновей Исраэля»(Эмор, 22:32)
Америка — это демократия. А в основе демократии лежит правило, что все люди равны. Каждому дан один голос. И несмотря на это тамошний президент окружен вооруженными телохранителями. И в Даллесе, штате Техас, когда президента Кеннеди обстреляли, ринулись к нему телохранители защищать его своими телами. Другими словами, жертвовали собой ради него. И никто не спросил: минуточку, ведь у нас демократия, и президент равен телохранителям. Почему же требуют от них закрывать его своими телами? Если бы они были застрелены на месте, и таким образом спасли бы ему жизнь, расхваливали бы их преданность работе. Почему? Почему они обязаны жертвовать своей жизнью ради работы? Ответ — потому что они наняты для этой работы. Они приняли на себя эту обязанность, и от них ожидают, что они оправдают свою должность в ответственный момент.
Почему мы вспомнили об этом? Из-за пасука нашей главы: «Чтобы освятился Я среди сыновей Исраэля; Я — Г-сподь, освящающий вас, который вывел вас из земли Египетской». И писал наш учитель Рамбан, благословенна память праведника, что это повелительная заповедь освящать Имя Ашема, когда это требуется. Быть готовыми к смерти, но не преступить запрет идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства. Далее пасук объясняет, почему от нас требуется отдать душу за освящение Имени: так как мы всем обязаны Ему. Потому что Он вывел нас из дома рабства чтобы мы стали ему народом, а Он — нам Б-гом. Поэтому мы служим Ему, Его народ и Его рабы.
В польском городе Петракове жил известный врач, ассимилированный еврей, профессор Бренард. Один еврей лечился у него от туберкулеза. Пришел и сказал, что хочет ехать лечиться в купальнях Маринобада, города, известного лечебными источниками. Проверил его профессор и сказал: «Послушай меня, оставайся дома».
«Почему?» — возмутился больной, разразившись кровавым кашлем.
«Твои легкие изъедены, — объяснил ему врач, — дни твои сочтены. Купание в лечебных источниках ослабляет, а прежде, чем войти в купальни, необходимо пройти врачебную комиссию, которая определяет дозу и время купания. Тебя проверят и вернут обратно. Ты ничего не выиграешь, кроме трудностей пути». Он помолчал, а потом добавил: «И я вообще сомневаюсь, что ты доберешься до дома»…
Больной был упрямцем. Поехал, и было так, как предсказал профессор. Его проверили и отослали обратно. Возвращался он измученный. Когда проезжал город Лелов, сказал извозчику: «Я слышал, что в этом городе живет известный праведник, я хочу получить его благословение».
Свернул он в дом раби, который обрадовался случаю выполнить заповедь гостеприимства. Да вот беда, не нашлось у него дома ничего, кроме соленого сыра и старого-старого вина. Нарезал он сыр и налил стакан вина.
Замахал больной: мне нельзя, раби!»
«Ерунда!» — сказал раби Довид из Лелова, благословенна память праведника. — Сейчас я исполняю заповедь гостеприимства, а соблюдающий заповедь не узнает зла. Ешь, и будет тебе это исцелением!»
Больной препоясался верой в мудрецов, сыр усилил его жажду, и он утолил ее, выпив хорошего старого вина. Из-за тягостей пути и действия вина напал на него сон. Поспал он и встал здоровым. Вернулся он в свой город и пошел к врачу. Профессор поразился: легкие здоровы, болезнь в ее последней стадии исчезла.
«Как может быть такое?» — спросил он. «Я был у раби из Лелова, — ответил больной. — Он заставил меня съесть старый соленый сыр и выпить крепкое вино».
«Но это смертельный яд для тебя!»
«Его честь видит, что это эликсир жизни!»
Профессор встал: «Я обязан увидеть человека, вылечившего от смертельной болезни с помощью яда».
Раби ждал его. Со временем он открыл ему, что сделал это чудо для него. Чтобы вытащить высокую душу из глубины нечистот. При их встрече свершился переворот. Профессор сделал тшуву и присоединился к ученикам Хозе из Люблина, благословенна память праведника, а со временем стал известен как праведник, раби Хаим Давид Доктор, благословенна его память. (Мааян а-эмуна)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его