«А Моше поднялся к Б-гу» (Итро, 19:3)
Нашли мы в Гмаре (Трактат Бава меция, 85) поучительный рассказ. Один из наших мудрецов увидел своего товарища, о котором он знал, что ему обычно открывается пророк Элияу. Его брови и веки были опалены, как будто по ним прошелся огонь! Спросил он товарища: что случилось? И тот рассказал, что попросил пророка Элияу, да будет он упомянут к добру, показать ему, как праведники поднимаются в высший мир, чтобы учить Тору в небесной ешиве. Согласился Элияу и сказал: «Ты можешь смотреть на всех праведников, только на место раби Хии не смотри»!
Спросил его: «Как я узнаю, что это место раби Хии?»
Сказал ему пророк: «Все места праведников поднимают ангелы, кроме места раби Хии, которое поднимается собственными силами» И рассказал тот мудрец: «Не мог я совладать с собой и посмотрел на него. Вышли два снопа огня и ослепили меня. Назавтра я встал ослепшим и пошел молиться в пещеру, где похоронен раби Хия. Сказал я: “Раби, я буду учить Тосефту, которую ты написал!” И мое зрение вернулось…»
Этот рассказ привел святой Альших, благословенна память праведника, на нашу главу, в объяснении пасука: «А Моше поднялся к Б-гу». И писал он, что такое происходит не только с умершими праведниками, но и с живыми. Пророк Элияу поднялся на небеса на огненной колеснице не своими силами, а помощью свыше. В противоположность этому, Моше рабейну поднялся без какой-либо помощи: «А Моше поднялся к Б-гу»!
Это происходит не только, когда праведники поднимаются на небеса, но и в обычной их жизни. И так сказано в мидраше (Берешит раба, 30:11): раби Иеуда рассказал притчу о царе, у которого было двое сыновей. Один старший, другой младший. Сказал царь младшему: иди со мной. А старшему сказал: иди передо мной. Так сказано об Аврааме, у которого была сила — «перед Б-гом ходил Авраам». Но у Ноаха было мало сил — «с Б-гом ходил Ноах». Ноаху как бы надо было дать руку, помочь ему, но Авраам ходил сам!
Когда мы вдумаемся в это, найдем общее между тремя праведниками, не нуждавшихся в помощи: нашим праотцем Авраамом, Моше рабейну и раби Хией.
Рассказывается в Гмаре, что раби Хия сеял лен и выращивал его, а потом плел из него сети и охотился на оленей. Их мясо он раздавал сиротам, а из кожи делал пергамент. На нем он писал пять книг Торы и ходил по городам, собирал пять детей и учил с каждым из них одну из частей Хумаша. Собирал шесть детей и учил с каждым из них одну из шести частей мишны. А потом говорил им: я ухожу, а вы пока обучайте каждый своего товарища. И об этом сказал раби Иеуда а-Наси: «Как велики деяния Хии!»
Можно сказать, что его дела, действительно, были очень велики, и Гмара говорит, что он поступал так, чтобы не забылась Тора в Исраэле. Но в своем личном уровне он не поднимался, так как занимался сеянием льна, плетением сетей, охотой на оленей, выделкой их кожи, повторением Хумаша с подростками в отдаленных местах.
Но нам говорят обратное: занятие с подростками, распространение Торы, просвещение многих — чудесное средство для укоренения возвышенных ступеней души обучающего, так что его кресло поднимается без помощи ангелов, своими силами.
То же верно для Моше рабейну в нашей главе. Именно из-за того, что посвятил себя народу, стоял он для него с утра до вечера. С бесконечным терпением, с бесконечным самопожертвованием. «И спустился Моше с горы к народу». Это говорит о том, что Моше не стал заниматься своими делами — духовными — но с горы спустился к народу! Именно за это он удостоился высокой ступени: «А Моше поднялся к Б-гу».
И отсюда исходит призыв к каждому, кто может просвещать многих уроками Торы, наставлением подростков — сделайте, пожалуйста, так, чтобы не забылась Тора в Исраэле, и вы удостоитесь первыми. (Мааян ашавуа)
Сделать пожертвование на странице Хесед
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его