«Все колодцы, которые выкопали рабы отца его… засыпали плиштим, и заполнили их землей» (Толдот, 26:15)
С одной стороны вера укоренена в нас, в каждом человеке, без сомнения. С другой стороны, разрушение привело к тому, что в Иерушалаиме не было «человека, ищущего веру». Не понятно: если вера укоренена в нас, почему мы должны искать ее?
Объяснение этому мы нашли в святой книге «Исмах Моше» (Глава «Ницавим»): «Глубокие воды — совет человеку, и человек понимание начерпает» (Мишлей, 20:5). Смысл слов таков: в каждом месте есть вода. Иногда она течет открыто, иногда под землей. Иногда немного покопают и находят ее, а иногда надо копать глубоко, чтобы добраться до нее. Так и среди людей: есть такие, что реки веры текут у них на поверхности, вода, у которой нет конца. А есть такие, кто легко потрудившись, немного покопав, доберутся до колодца с живой водой. А есть такие, у кого их чувства спрятаны и запечатаны, как скрытое море, и они должны копать, прикладывая значительные усилия, чтобы начерпать и поднять воду на поверхность: «и человек понимание начерпает».
Но мы должны знать, без тени сомнения, что сокровище веры, действительно, спрятано и ждет раскрытия! И объяснял Сараф из Коцка, благословенна память праведника (Раматаим цофим, 3:12) слова мидраша на строки: «Если будешь искать, как деньги, и как клад разыскивать, тогда поймешь страх перед Ашемом и знание Б-га найдешь» (Мишлей, 2:4). Это похоже на случай, когда человек потерял жемчужину. Что он сделал? Бросил свои узлы, и стал просеивать песок через решето, пока не нашел жемчужину (Мидраш Танхума, Ваешев, 1).Что добавляет мидраш своим примером?
И пояснял: человек полагает, что найдет клад, поэтому копает и копает, затем отчаивается и уходит. Быть может, он ошибся, может, клад нашел кто-то до него. Но если он сам потерял жемчужину, здесь и сейчас, то не пожалеет никаких сил, чтобы найти ее. Не уйдет оттуда, пока не возвратит ее себе.
Почему Святой, благословен Он, сотворил так свой мир, что для одного человека дорога проложена, а для другого она тяжела и мучительна? Для ответа на этот вопрос потребуется наш широкий кругозор, понимание деления душ на части и их предназначение, и на это есть намек в словах Ашема книги «Йиов» (Мидраш Шмот раба, 40:3). «Если ты знаешь, в каком месте была твоя мера, ты спорь со мной». Достаточно нам знать, что есть души, у которых такое предназначение, и за это они получат плату, ведь по страданиям — плата. И узнают они, что в конце своего труда доберутся до источника живой воды и начерпают из него воды веры. С этой точки зрения их положение лучше, чем у тех, кто должен противостоять бедности или мучениям, упаси Б-г, и они не могут это изменить.
Есть еще одна причина, почему нужно трудиться, чтобы раскрыть источники веры. Есть те, кто более закрыт, и они должен бурить и копать колодец, чтобы добраться до вод бездны. Иногда раскапывание легко, а иногда надо пробивать скалу. Но есть еще уровень «все колодцы, которые выкопали в дни Авраама, засыпали плиштим и заполнили их землей. Авраам пробил колодцы веры. Пришли плиштим, эстрадники и клоуны — такова их суть (Трактат Авода зара, 19), и засыпали источники веры в сердцах. Пришла легкомысленная и порочная культура, насмехающаяся и позорящая, и погасила всякую святую искру. В таком случае, надо выбросить землю, очистить завал и дать живой воде выход, как вначале. (Мааян а-эмуна)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?