«И показался Ашем ему» (Ваера, 18:1)
В начале нашей главы сидит праотец Авраам на входе в шатер, старый и больной, на третий день после обрезания, и смотрит с ожиданием. Ждет он гостей, чтобы смог он оказать им милосердие в материальном и духовном, накормить и напоить их, и рассказать о вере в Творца мира, и тогда «И показался Ашем ему», удостоился он раскрытия Шхины.
И сказано об этом в мидраше (Мидраш Берешит раба, 47:13), что когда было приказано праотцу Аврааму обрезать себя, «Сказал: пока я не обрезал себя, приходили ко мне путники. А когда я обрезал себя, не приходят ко мне? Сказал ему Святой, благословен Он: пока ты не обрезал себя, к тебе приходили люди необрезанные. А сейчас Я лично приду и откроюсь тебе. И об этом сказано: И показался Ашем ему».
И удивляется этим словам святой Альших, благословенна память праведника: «Следовало бы задуматься над тем, почему Авраам предъявляет здесь претензии Благословенному! Тот, кто не раскрыл рта, когда сказал ему Ашем: возьми, пожалуйста, сына своего, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, и принеси его в жертву — но ведь Ты сказал, что в Ицхаке наречется потомство. Как же Ты этим повелением отменяешь Свое обещание?»
Большой вопрос, но перед тем, как ответить на него, зададим еще вопрос: в чем была уникальность праотца Авраама? Чем он удостоился стать праотцем вечного народа? Ведь были и до него праведники, и в его поколении тоже, святые праведники и даже пророки: Ноах, Шем и Эвер. Как говорит Мидраш, святые праотцы учились в их ешивах — почему же они не удостоились, а праотцы удостоились?
Рамбам, благословенна память праведника, отвечает на это в начале алахот об идолопоклонстве: Поскольку узнал Авраам Творца, то начал отвечать на вопросы жителей своего города и рассматривать с ними законы, говоря, что путь, по которому вы идете, не истин. И разбивал их истуканов, и начал говорть народу, что никому не подобает служить, кроме Творца мира, и следует разбить всех идолов, и не заблуждаться относительно них. И так как его взгляды стали преобладать, хотел царь (Нимрод) убить его, но было сделано ему чудо, и он ушел в Харан. Там он начал громко призывать весь мир, говоря, что есть один Б-г, и Ему подобает служить. И ходил, и призывал, и собирал народ из города в город, из царства в царство, пока не пришел в землю Кнаан, как сказано: «И воззвал там к имени Ашема — Б-га мира» (Ваера, 21:33), пока не собрались к нему тысячи и десятки тысяч, и они — люди из дома Авраама, и насадил он в их сердцах этот великий принцип».
И задает вопрос рабейну Раавад, благословенна память праведника: «Удивляюсь я, ведь там были Шем и Эвер, как же они не протестовали?» И объяснил автор книги «Бейт Йосеф»: «Шем и Эвер рассказывали о пути Ашема своим, но не призывали и не провозглашали, как Авраам, и потому его ступень — самая высокая!»…
То есть, Шем и Эвер не закрылись в своих домах, они стояли во главе возвышенных ешив, но они не пошли в народ! Не собирали собраний, не пробуждали массы!!! А праотец Авраам сам был готов броситься в горящую печь, сына — вознести в жертву, своих учеников — призвать для преследования четырех царей. Но когда ему было приказано обрезаться, он стал опасаться, что обрезание совершенно отдалит от его дома далеких от веры, путников, и он заволновался! «Владыка мира, — спросил он, — что будет с просвещением многих, что будет с распространением веры в среде далеких от нее!»…
И это было величием праотца Авраама, и это тайна его уникальности и избранности!
Давайте вспомним чудесную притчу гаона, раби Авраама а-Коэна, благословенна память праведника, из города Сфакса в Тунисе.
Рабочий электрической компании сидел в своей комнате, где находились огромные приборы, и читал книгу. Вдруг в системе что-то не сработало, и весь район погрузился во тьму.
Приборы в реанимационном отделении перестали работать, в домах застряли лифты, люди спотыкались на темных улицах, воры ликовали. Работнику надо было встать и повернуть переключатель.
Поспешил рабочий, нащупал в потемках ящик стола и открыл его. Он вытащил оттуда фонарь, зажег его и продолжил читать…
Достаточно того, что у него есть свет, для чего стараться для других?…
Не таков путь праотца Авраама! И на нас возложена обязанность: должен каждый человек задать вопрос «когда достигнут мои дела дел наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. Обязан он спросить себя: за какие дела праотцев мира так возжелал их Ашем (Дерех эц Хаим, Рамхаль). Ашем возжелал их, потому что они занимались просвещением многих. И обязанность возложена на нас: все должны заниматься этим, каждый — по своим возможностям! (Мааян ашавуа)
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун