«Ибо по образу Б-га сделал Он человека» (Ноах, 9:6)
Святая книга «Зоар» говорит об одной основе божественного управления: наши дела внизу воздействую вверху (Зоар, 3—92:1). И нельзя сравнить их: «Откройте Мне вход с игольное ушко, и Я открою вам вход, как вход в зал» — но все зависит от наших дел.
Пример, на что это похоже. Сказал гаон, раби Элияу Мани, благословенна память праведника, рав Хеврона (Предисловие к книге «Сиах Ицхак») — это похоже на чудесные, огромные стенные часы, сделанные мастером, со встроенной сложной музыкой, в которых удивительно подогнаны зубцы колесиков и пружинок. Все восторгаются их красотой, точностью, приятным звуком, но эти чудесные часы не ходят — стрелки стоят на месте, колесики отдыхают, пока не придет человек и не вставит ключ в отверстие и не повернет его так, что пружинка натянется. Тогда часы оживут.
Мы можем удивляться, но это так: любые дорогие и сложные часы ходят, только при посредстве простого ключа, стоящего грош, и поворота руки!
Это тайна написанного: «Ибо по образу Б-га сделал человека». Его дела подобны повороту ключа, приводящего в действие весь мир. А в основе: «Праведник — основа мира». Благодаря ему действуют все миры. Их действия, и исправления, как и порча, халила, зависят от человека, от его дел!
Это происходит и в материальном, и в духовном. У нас нет понятия о воздействии заповедей на человека и его душу. «Все зависит от малого дела человека внизу, на земле».
Саба из Кельма, благословенна память праведника, (Ор Рашаз, 18) вдумывался в Творение и обнаружил принцип порядка в нем: на первый взгляд, кажется, что порядок в мире плох и порочен: холод и мороз, жара и зной, дикие травы и испорченные дороги. Но на самом деле есть в нем все нужное для хорошей и счастливой жизни. Нужно лишь мудро и талантливо воспользоваться сырьем: проложить дороги, разровнять почву, построить дома и отопить их. Сделать мебель и посуду, соткать ткани и сшить хорошую и теплую одежду.
В итоге: без исправления и труда мир очень плох. Но если его исправляют и трудятся в нем, он очень хорош.. Вспахивают и сеют, жнут и мелют, месят и пекут. Сажают и собирают, стригут шерсть и вяжут — тогда созидание мира радостно и приятно.
Но почему Творец создал мир в таком виде. Почему земля не выращивает булки, а виноградники не дают готового вина. Дороги не проложены, квартиры не приготовлены, и даже нет готовых музыкальных инструментов. Но это все для того, чтобы извлечь урок для духовности. Без труда будет плохо и горько, но если использовать сырье, которое есть в природе человека, все встанет на свое место, и по труду — плата.
Но почему по «труду плата», спросил Магад из Дубны, благословенна память праведника (Ериот а-оель, Шофтим), и ответил на это меткой притчей.
Аристократ вышел прогуляться на просторы полей и по тропинкам виноградников, отдохнуть от многих забот и хлопот. Вдруг он остановился, склонил голову и прислушался. Его сердце потянулось за приятными и волнующими трелями соловья.
Поклонился ему крестьянин: «Господин хочет эту певчую птичку?»
«Всем сердцем, — взволнованно ответил аристократ. — Кому она принадлежит?»
«Она в моем дворе. Значит она моя. Сколько господин заплатит за нее?»
«Сто золотых!» — сказал аристократ. Большие деньги.
Глаза крестьянина сверкнули алчностью: «Сто пятьдесят!»
«Двести, — удивил его аристократ. — Но прежде я хочу увидеть его в твоих руках! Ведь сейчас он сидит на ветке и не принадлежит ни тебе, ни мне».
Пока он говорил, птица умолкла, распустила крылья и улетела…
«Жаль, — сказал крестьянин, — я упустил двести золотых»…
«Ты не потерял ни гроша, — ответил ему аристократ, — ведь у тебя не было птицы для продажи»…
Перейдем к нашему вопросу. Тот, кто исполняет заповедь, прикладывая для этого усилия, трудясь над изучением Торы и улучшением своих качеств, прокладывает дорогу веры и упования, таким образом превращая их в «свои», в приобретение души, часть своей личности, и достоин получить за это большое вознаграждение.
По труду приобретение и плата! (Мааян а-эмуна)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.