«Это слова, которые говорил Моше всему Исраэлю» (Дварим, 1:1)
Толковал раби Шалом А-коэн Швадрон, благословенна память праведника: Раши объясняет, что в начале главы Моше перечисляет места, где гневили В-здесущего, поэтому слова сказаны намеком из уважения к Исраэлю. А если бы сказал прямо, евреи устыдились бы так, что потеряли бы сознание.
Если это так, то вдумаемся, как опускается поколение за поколением, и в афтаре к недельной главе пророк Ишайя говорит ясно: «Сыновей Я вырастил и поднял их, а они согрешили у Меня… Знает бык кто купил его, и осел — ясли хозяина своего. Исраэль не знает, народ мой не вглядывается». Сколько поколений сменилось, только от Моше рабейну и до пророка Ишайяу, но пророк Ишайя может уже говорить прямо, без всяких намеков.
Но спуск не прекратился, и поколения продолжают опускаться, вплоть до нашего поколения. Тогда подумаем, где мы стоим?
Написано в святой книге «Зоар», почему наше поколение называется «пятками Машиаха»? Потому что это поколение будет самым материальным из всех поколений, как пятка, являющаяся самой материальной частью тела. Ведь если уколоть иголкой глаз, упаси Б-г, он сразу же заслезится и даже ослепнет, халила. А если уколоть руку, она сразу почувствует боль. Но если уколоть пятку — ничего страшного. Поскольку пятка самая материальная часть тела. Так и наше поколение…
Но, несмотря на это, передают от имени раби из Коцка, который сказал однажды, стуча рукой по столу: «Верно все, что говорят о поколении пяток, но знайте, что все тело стоит на пятках»… Все поколения стоят на нашем поколении.
И если это верно, то подивимся, как могут все поколения стоять на нас!?
Объясним афтару и поймем это. Чудеса: «Видение Ишайи сына Амоца, который видел Иуду и Иерушалаим. Знает бык, кто купил его, и осел — ясли хозяина своего. Исраэль не знает, народ мой не вглядывается».
И задается вопрос — разве бык и осел учились в университете, чтобы знать своих хозяев. Нет, это их природа, они родились с этим. И если это так, то что хочет от нас Ашем, и в чем наша вина?! Животные по своей природе знают, кто их хозяин. А у нас это связано с учебой и с размышлением? И почему говорят о нас, что мы хуже быка и осла?
Ответ заключен в самом упреке. Пророк говорит от имени Ашема: быку я дал такую природу, чтобы знал он своего хозяина, а осел — ясли, вам же я дал природу знать Меня! То есть, у народа Исраэля есть святая природа знать своего Творца.
Но в чем причина, что многие этого не знают. Ответ находится в том же пасуке: «Народ Мой не вглядывается». Если бы человек вдумывался, он знал бы Ашема. А без этого он хуже быка. Но если бы человек по-настоящему вдумывался бы, пришел бы к любви к Ашему, даже если он далек от исполнения Торы и заповедей.
Как-то пришли к раву Хаиму Каневскому сын с отцом. Сын уже вернулся к тшуве, а отец еще не соблюдал Тору. Они пришли пригласить рава быть сандаком на обрезании внука.
Ответил рав Хаим: «Ты будешь сандаком», и указал на деда.
Удивился дед и сказал: «Разве я могу быть сандаком, ведь я не достоин этого?!»
«Я вижу на твоем лице святость, ты должен быть сандаком» — постановил рав Хаим.
И дед был сандаком.
После обрезания он стал раздумывать, почему рав увидел в нем святость.
Стал он размышлять о своей жизни и понял… И вернулся к полной тшуве.
Что он понял и что вспомнил? Он вспомнил историю своей жизни и нашел.
В то время я жил в кибуце, и собирался жениться. Сказала ему будущая жена: «Я спаслась во время Катастрофы, как ты знаешь. А как я спаслась? Я с мамой и папой ехала в поезде в Освенцим. Сказала мне мама: Мы едем на смерть, и я хочу вытолкнуть тебя из окна вагона, когда на повороте поезд замедлит скорость. Может быть, ты спасешься». Она заплакала и продолжила: «Если ты удостоишься остаться живой и соберешься выходить замуж, то прежде спроси евреев, что такое “чистота еврейского дома”. Я дожила до этого дня. Несколько дней назад я спросила секретаршу кибуца, что такое “чистота дома”? Она со злостью сказала: “Ничего”. Именно из-за ее злости я поняла, что должна выяснить это у рава. Я поехала в город, и рав объяснил мне, чему обязывает Тора. И если ты согласен исполнить завещание моей мамы, хорошо, а если нет, не выйду за тебя замуж!»
Через три дня я дал ей свое согласие и женился на ней. Наверное, поэтому рав Хаим увидел во мне святость, и поэтому я удостоился сыновей и внуков, соблюдающих Тору и заповеди. И я заявляю, что я вернулся сейчас к тшуве и удостоюсь соблюдать шестьсот тринадцать заповедей. Это святая природа еврея. (Леагид — Хумаш а-магидим)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его