«Муж ее отменил их, и Ашем простит ей» (Матот, 30:13) Толковал раби Шалом Швадрон, благословенна память праведника: какая радость, слава Б-гу, «и Ашем простит ей», Ашем простит женщине, что может быть лучше этого, однако раби Акива, доходя до этого пасука, плакал. Почему?
Объясним это притчей о яблоках.
Идет себе мальчик по рынку «Махане Иеуда» в Иерушалаиме. Вы знаете, сегодня есть на рынке много больших персиков и красивых яблок. Захотелось ему яблока, а денег у него нет.
Он хорошенько осмотрелся и увидел, что хозяин магазина разговаривает с одним покупателем. Не видит его. Тотчас схватил мальчик два яблока, но прежде, чем он положил их в карман, хозяин магазина положил ему руку на плечо. Так как есть у хозяина магазина большое зеркало, и он видит в него то, что происходит сзади… И заметив, что мальчик взял яблоки, он побежал к нему и положил свою большую руку на его маленькое плечо: «Вот ты и попался, вор!»
Мальчик пытался вырваться, но быстро понял, что не может. Тогда он разразился слезами.
«Украл, ты дорого за это заплатишь», — закричал хозяин магазина.
Вокруг сообразились люди, чтобы поглазеть на происходящее.
Среди собравшихся есть те, кто жалеет мальчика. Другие кричат: «Зовите полицию и точка».
Приходит полицейский и когда понимает, в чем дело, говорит продавцу: «Ты думаешь, что нам нечего делать, кроме, как заниматься этим делом? Оставь его».
«Как оставь, он вор, украл у меня два яблока!» — удивляется хозяин магазина.
«Прости его, и все, — улыбается полицейский, — что ты раздуваешь дело из двух яблок?!» Хозяин смущен, он толкает мальчика и кричит ему: «Сюда больше не подходи». Мальчик убегает. Но не забывайте, что два яблока остались у него в кармане. Не смейтесь, это так.
Это один рассказ.
Но представим, что подобное случилось не с мальчиком, а с человеком сорока лет, шагающем по рынку «Махане Иеуда», на которого напало злое начало. Не было у него денег, но он протянул руку и выхватил два яблока. Хозяин схватил его. Собрались люди. Приехал полицейский. Хозяин освободил его, так как об этом просил полицейский, как в предыдущем случае.
Но этот человек не побежит радостный. Он уйдет с опущенной головой.
Давайте подумаем, ведь прощено ему (и Ашем простит ему), отчего же он так стыдится? Стыд покрывает его лицо: «Что со мной случилось, до чего я дошел?!»
«И когда доходил раби Акива до этого пасука, то плакал. Что происходит с женщиной, о которой говорится “И Ашем простит ей”? Она дала, например, обет не есть кугл. Но вот она участвовала в “кидушу” в синагоге в субботу утром. Она хорошо помнила, что дала обет не есть, но не смогла пересилить себя, и ела. На деле она не нарушила обет, так как ее муж уже отменил его, но она не знала этого. Ой “И Ашем простит ей” за то, что думала нарушить волю Ашема. А теперь она нуждается в прощении и искуплении. (В воображении она уже совершила грех! И ой, ой, не смогла удержаться. Согрешила, а теперь ей нужно прощение)». Ее извещают, что Ашем простил ее, но стыд так велик, и об этом плакал раби Акива.
Во времена моей молодости, в период правления англичан, для выезда из страны требовалось особое разрешение. И я помню, что если кто-то представал перед судом не один раз, даже если был оправдан, не получал разрешения на выезд за границу, так как у него было не все гладко. Плакал раби Акива. Человек нуждается в искуплении, это уже стыд… «И Ашем простит ей» (Леагид — Хумаш А-магидим)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский