«Муж ее отменил их, и Ашем простит ей» (Матот, 30:13) Толковал раби Шалом Швадрон, благословенна память праведника: какая радость, слава Б-гу, «и Ашем простит ей», Ашем простит женщине, что может быть лучше этого, однако раби Акива, доходя до этого пасука, плакал. Почему?
Объясним это притчей о яблоках.
Идет себе мальчик по рынку «Махане Иеуда» в Иерушалаиме. Вы знаете, сегодня есть на рынке много больших персиков и красивых яблок. Захотелось ему яблока, а денег у него нет.
Он хорошенько осмотрелся и увидел, что хозяин магазина разговаривает с одним покупателем. Не видит его. Тотчас схватил мальчик два яблока, но прежде, чем он положил их в карман, хозяин магазина положил ему руку на плечо. Так как есть у хозяина магазина большое зеркало, и он видит в него то, что происходит сзади… И заметив, что мальчик взял яблоки, он побежал к нему и положил свою большую руку на его маленькое плечо: «Вот ты и попался, вор!»
Мальчик пытался вырваться, но быстро понял, что не может. Тогда он разразился слезами.
«Украл, ты дорого за это заплатишь», — закричал хозяин магазина.
Вокруг сообразились люди, чтобы поглазеть на происходящее.
Среди собравшихся есть те, кто жалеет мальчика. Другие кричат: «Зовите полицию и точка».
Приходит полицейский и когда понимает, в чем дело, говорит продавцу: «Ты думаешь, что нам нечего делать, кроме, как заниматься этим делом? Оставь его».
«Как оставь, он вор, украл у меня два яблока!» — удивляется хозяин магазина.
«Прости его, и все, — улыбается полицейский, — что ты раздуваешь дело из двух яблок?!» Хозяин смущен, он толкает мальчика и кричит ему: «Сюда больше не подходи». Мальчик убегает. Но не забывайте, что два яблока остались у него в кармане. Не смейтесь, это так.
Это один рассказ.
Но представим, что подобное случилось не с мальчиком, а с человеком сорока лет, шагающем по рынку «Махане Иеуда», на которого напало злое начало. Не было у него денег, но он протянул руку и выхватил два яблока. Хозяин схватил его. Собрались люди. Приехал полицейский. Хозяин освободил его, так как об этом просил полицейский, как в предыдущем случае.
Но этот человек не побежит радостный. Он уйдет с опущенной головой.
Давайте подумаем, ведь прощено ему (и Ашем простит ему), отчего же он так стыдится? Стыд покрывает его лицо: «Что со мной случилось, до чего я дошел?!»
«И когда доходил раби Акива до этого пасука, то плакал. Что происходит с женщиной, о которой говорится “И Ашем простит ей”? Она дала, например, обет не есть кугл. Но вот она участвовала в “кидушу” в синагоге в субботу утром. Она хорошо помнила, что дала обет не есть, но не смогла пересилить себя, и ела. На деле она не нарушила обет, так как ее муж уже отменил его, но она не знала этого. Ой “И Ашем простит ей” за то, что думала нарушить волю Ашема. А теперь она нуждается в прощении и искуплении. (В воображении она уже совершила грех! И ой, ой, не смогла удержаться. Согрешила, а теперь ей нужно прощение)». Ее извещают, что Ашем простил ее, но стыд так велик, и об этом плакал раби Акива.
Во времена моей молодости, в период правления англичан, для выезда из страны требовалось особое разрешение. И я помню, что если кто-то представал перед судом не один раз, даже если был оправдан, не получал разрешения на выезд за границу, так как у него было не все гладко. Плакал раби Акива. Человек нуждается в искуплении, это уже стыд… «И Ашем простит ей» (Леагид — Хумаш А-магидим)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его