«И возложат все слышащие руки свои на голову его» (Эмор, 24:14)
Гаон, раби Моше Шамай, благословенна память праведника, из Язеда, был «великим (в Торе), кормившимся трудом рук своих». Всю неделю он занимался продажей тканей в окрестных деревнях, а в субботу толковал Тору перед членами своей общины, обучал и наставлял их праведным путям во Имя Б-га благословенного. После того, как исполнилось ему шестьдесят лет, обосновался он в городе, купил себе маленькую лавку для продажи семечек и орехов. Сидел он в лавке и занимался Торой от одного покупателя до другого. Сделал он Тору постоянным занятием, а ремесло — случайным, и радовался своей доле, довольствуясь малым.
Но сатан не мог стерпеть того, что еврей сидит в покое и учит Тору, а потому поместил ему соседа араба. Позавидовал тот раби Моше, сидящему в своей лавке и учащему Тору. Начал араб читать коран громким голосом со всякими переливами, и голос его был приятен, как голос ворона… Его голос мешал раби Моше сосредотачиваться на учебе. Отложил он книгу, встал и пошел к соседу. Сказал ему: «Пожалуйста, читай потише. Ведь мы соседи, и не подобает человеку мешать своему ближнему». Но сосед, вместо того, чтобы читать потише, усилил голос, чтобы злить и дразнить. Пытался раби Моше углубиться в учебу, но не мог. Снова обратился он к соседу: «Пожалуйста, это ведь некрасиво»…
Вытаращил араб свои глаза, перестал на минуту распевать замысловатые рифмы, открыл свою глотку и начал проклинать евреев, их веру, их религию, подобно сточным водам, заливающим берег.
Выпрямился раби Моше и сказал: «Послушай, пожалуйста! Если бы ты проклинал меня и задел мою честь, ладно. Это было бы моим личным делом, и я простил бы тебя. Но поскольку ты проклинал Б-га живого и Моше рабейну и его Тору, знай, что сегодня последний день ты находишься в этом магазине!»
Услышав оскорбления, подошел к магазину еще один араб, хозяин соседнего магазина. Обратился к нему раби Моше: «Ты будешь свидетелем этого!» Он нанес царапину на стену и сказал: «Завтра, когда лучи солнца окажутся здесь, он будет уже в могиле!»
Сказал свидетель раби Моше: «Прости его. Смотри, он уже пожалел о своих словах».
Но ответил раби Моше: «Это не в моих руках. Не меня он оскорбил, а святую Тору».
И в тот же день, когда мусульманин закрыл свой магазин, начался у него приступ сильной головной боли. Пошел он домой, лег в постель и в тот же день умер. На следующий день, в предсказанный час он был уже в могиле.
Это история из жизни и приведена здесь потому, что подходит по времени и по теме. Время — это недельная глава Торы, в которой рассказывается о проклинающем Ашема, да будут спасены уши от того, чтобы слышать это, а все слышащие возложили ему на голову свои руки и забросали его камнями.
А тема: кто может остановить свою речь. Из-за наших грехов превратился дом еврейских законодателей в Святой земле, в святом городе в общественную трибуну, откуда произносятся слова оскорблений, брани и поругания всего святого, да смилуется Г-сподь. Ой нам, что так происходит в наши дни. Избранники общества — не одна, и не две партии — не маленькая партия, и не второстепенная — поднимаются на трибуну и разевают рот на Ашема и на его Тору, и на царей, посланцев Ашема, и на святых пророков, и смеются над всем святым и дорогим. Сколько обвинителей, сколько уничтожителей создают они своими словами, да смилуется Г-сподь. Ведь Тора предъявит иск за свою обиду, а Ашем благословенный — Б-г ревнивый. Кто знает, кто знает, не взыскивается ли большинство жертв, да отомстит Ашем за их кровь, по этой причине. Ведь говорят, что за пренебрежением честью Небес взыскивают с нас и со всего мира!
За грех осквернения Имени обвиняются люди, пустеют дороги, приходят болезни и разрушается мир! (Тана двей Элияу раба, 16)
И есть против этого одно средство: отмежеваться от этого и уничтожить! Как говорится в нашей главе: «И возложили все слышавшие руки свои на голову его». И можно отмежеваться также, назначив посланца для этого. И это мы тоже учим из нашей главы: «И забросали камнями его все общество» — посланец человека, как будто он сам».
А если так, то мы обязаны назначить посланцев общества, чтобы отмежевались от нашего имени от оскорбительных слов. Посланцев для протеста, ответа нашим оскорбителям. И так мы спасемся он ужасного обвинителя. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский