«И возложат все слышащие руки свои на голову его» (Эмор, 24:14)
Гаон, раби Моше Шамай, благословенна память праведника, из Язеда, был «великим (в Торе), кормившимся трудом рук своих». Всю неделю он занимался продажей тканей в окрестных деревнях, а в субботу толковал Тору перед членами своей общины, обучал и наставлял их праведным путям во Имя Б-га благословенного. После того, как исполнилось ему шестьдесят лет, обосновался он в городе, купил себе маленькую лавку для продажи семечек и орехов. Сидел он в лавке и занимался Торой от одного покупателя до другого. Сделал он Тору постоянным занятием, а ремесло — случайным, и радовался своей доле, довольствуясь малым.
Но сатан не мог стерпеть того, что еврей сидит в покое и учит Тору, а потому поместил ему соседа араба. Позавидовал тот раби Моше, сидящему в своей лавке и учащему Тору. Начал араб читать коран громким голосом со всякими переливами, и голос его был приятен, как голос ворона… Его голос мешал раби Моше сосредотачиваться на учебе. Отложил он книгу, встал и пошел к соседу. Сказал ему: «Пожалуйста, читай потише. Ведь мы соседи, и не подобает человеку мешать своему ближнему». Но сосед, вместо того, чтобы читать потише, усилил голос, чтобы злить и дразнить. Пытался раби Моше углубиться в учебу, но не мог. Снова обратился он к соседу: «Пожалуйста, это ведь некрасиво»…
Вытаращил араб свои глаза, перестал на минуту распевать замысловатые рифмы, открыл свою глотку и начал проклинать евреев, их веру, их религию, подобно сточным водам, заливающим берег.
Выпрямился раби Моше и сказал: «Послушай, пожалуйста! Если бы ты проклинал меня и задел мою честь, ладно. Это было бы моим личным делом, и я простил бы тебя. Но поскольку ты проклинал Б-га живого и Моше рабейну и его Тору, знай, что сегодня последний день ты находишься в этом магазине!»
Услышав оскорбления, подошел к магазину еще один араб, хозяин соседнего магазина. Обратился к нему раби Моше: «Ты будешь свидетелем этого!» Он нанес царапину на стену и сказал: «Завтра, когда лучи солнца окажутся здесь, он будет уже в могиле!»
Сказал свидетель раби Моше: «Прости его. Смотри, он уже пожалел о своих словах».
Но ответил раби Моше: «Это не в моих руках. Не меня он оскорбил, а святую Тору».
И в тот же день, когда мусульманин закрыл свой магазин, начался у него приступ сильной головной боли. Пошел он домой, лег в постель и в тот же день умер. На следующий день, в предсказанный час он был уже в могиле.
Это история из жизни и приведена здесь потому, что подходит по времени и по теме. Время — это недельная глава Торы, в которой рассказывается о проклинающем Ашема, да будут спасены уши от того, чтобы слышать это, а все слышащие возложили ему на голову свои руки и забросали его камнями.
А тема: кто может остановить свою речь. Из-за наших грехов превратился дом еврейских законодателей в Святой земле, в святом городе в общественную трибуну, откуда произносятся слова оскорблений, брани и поругания всего святого, да смилуется Г-сподь. Ой нам, что так происходит в наши дни. Избранники общества — не одна, и не две партии — не маленькая партия, и не второстепенная — поднимаются на трибуну и разевают рот на Ашема и на его Тору, и на царей, посланцев Ашема, и на святых пророков, и смеются над всем святым и дорогим. Сколько обвинителей, сколько уничтожителей создают они своими словами, да смилуется Г-сподь. Ведь Тора предъявит иск за свою обиду, а Ашем благословенный — Б-г ревнивый. Кто знает, кто знает, не взыскивается ли большинство жертв, да отомстит Ашем за их кровь, по этой причине. Ведь говорят, что за пренебрежением честью Небес взыскивают с нас и со всего мира!
За грех осквернения Имени обвиняются люди, пустеют дороги, приходят болезни и разрушается мир! (Тана двей Элияу раба, 16)
И есть против этого одно средство: отмежеваться от этого и уничтожить! Как говорится в нашей главе: «И возложили все слышавшие руки свои на голову его». И можно отмежеваться также, назначив посланца для этого. И это мы тоже учим из нашей главы: «И забросали камнями его все общество» — посланец человека, как будто он сам».
А если так, то мы обязаны назначить посланцев общества, чтобы отмежевались от нашего имени от оскорбительных слов. Посланцев для протеста, ответа нашим оскорбителям. И так мы спасемся он ужасного обвинителя. (Мааян ашавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его