Темы: Воспитание детей, Ита Минкина, Внутренний мир, Методики воспитания, Самооценка
Видя в поступках моего сына мои собственные слабости и недостатки, я начинаю его упрекать, боясь, чтобы его не постигли те трудности, которые мне пришлось пережить, иногда это достает меня до того, что я начинаю злиться. Это привело к тому, что сын стал очень неуверенным и даже где-то закомплексованным. Я в отчаянии, не реагировать на его проступки я не могу, будучи убежден, что это неправильно. Ну, а следствие моих реакций… Я стараюсь быть ему хорошим примером. Но увы… А.
Уважаемый А.!
Пожалуй, тяжело встретить родителя, который не видел бы в детях свои недостатки и не расстраивался по этому поводу. На святом языке слово «младенец» (тинок) содержит те же буквы, что и слово «исправление» (тикун), то есть ребенок показывает родителю, над чем тому в собственном характере нужно поработать. И работа — она на всю жизнь. Потому что сказано в Талмуде, что легче выучить весь Талмуд, чем исправить одно качество своего характера. Но это не должно приводить в отчаяние. Работа — небольшими шагами — идет всегда.
Если родители, видя недостатки ребенка (то есть свои собственные), начинают злиться, это происходит не только потому, что они беспокоятся об ожидающих ребенка трудностях. Главная причина — это воспоминания, как на него — родителя — злились в детстве, когда у него проявлялся этот недостаток. Или — как он сам на себя злится сейчас, когда снова видит это в себе…
Как выйти из этого замкнутого круга?
Тут два пути, или два этапа пути.
Начнем со второго этапа. Он состоит в том, чтобы понять и принять: каждый недостаток в его ином проявлении превращается в достоинство. Да-да, именно так. В психологии это называется «поменять терминологию», и это приносит большое облегчение. Приведу пример. Неуверенность, нерешительность — в другом ракурсе — это осмотрительность, осторожность. Наглость — это смелость, отвага. Застенчивость — желание проверить ситуацию, защита своего внутреннего Я, импульсивность — спонтанность, креативность. У любого недостатка, если немного подумать, можно найти положительную «абсциссу».
Так же и любое достоинство в чрезмерном проявлении может обернуться или показаться недостатком. Общительность — может показаться поверхностностью, моральная устойчивость — косностью, твердолобостью, гибкость — «шалтай-болтай» и т.д.
На языке мудрецов свойство характера — это не качество, а «количество». То есть в каждом человеке есть задатки всех качеств, вопрос — в каком «количестве», в какой пропорции.
То, что раздражает Вас в сыне и всех родителей в своих детях и в себе, — в других проявлениях и других обстоятельствах оказывается потрясающим достоинством! И мудрость и назначение родителей — показать ребенку положительные проявления его качеств (если ругаете за отрицательные, то справедливо указать и на плюсы). И объяснить ребенку динамику этого процесса. То есть Вы не на него злитесь и не его недостатки Вас «нервируют», а его характер в целом проявляется как положительно, так и отрицательно. Это мы, родители, должны усвоить прежде всего.
Теперь подойдем к первому этапу. (Мы начали со второго). Невозможно воспитывать другого человека и пытаться искоренить его недостатки, если воспитатель, видя в этих недостатках себя, раздражен. Прежде всего надо снять раздражение.
Как это делается?
Вспоминая трудности, которые вам пришлось пережить из-за этих недостатков, Вы (и любой взрослый на Вашем месте) злитесь на себя, ругаете и даже ненавидите себя. Как это преодолеть?
Есть техника: внутренняя работа. Вспоминая себя в этой неприятной ситуации, взрослый должен представить, что родитель (настоящий, или воображаемый, или Вы сами сегодняшний) приходит, обнимает и говорит: «Я люблю тебя, несмотря ни на что. Я принимаю тебя таким, как ты есть. Я люблю и твои достоинства, и твои недостатки в равной мере, потому что это — ты». (Если неприятная ситуация была в детстве).
Если такая ситуация была во взрослой жизни, представьте себе друга, который говорит: «Дружище, я знаю, тебе пришлось туго. Не падай духом. Ты — классный парень. Я люблю тебя такого, как ты есть».
Если бы все взрослые умели разговаривать с собой подобным образом, поверьте, конфликтов с детьми было бы значительно меньше, если были бы вообще.
Потому что, принимая себя таким, как он есть, взрослый принимает и ребенка.
Вы скажете: «А как же борьба с недостатками?»
Она никуда не делась. С недостатками, конечно, надо бороться. Но прежде всего надо научиться принимать себя (и отсюда — и как следствие — своего ребенка) как целостную личность. Так мы, во-первых, можем «поднять флаг» достоинств, а во-вторых, подойти к недостаткам без раздражения, которое является первым врагом воспитания.
Как учить детей справляться со своими недостатками — это отдельная тема. Вкратце: указывая на недостатки, в жизни никого не воспитаешь! Надо хвалить и отмечать, когда ребенок справляется. Так и только так. От этого появляется мотивация, желание повторять успех еще и еще. Хвалите его, покажите ему, что гордитесь им, и он захочет доказывать Вам еще и еще, что Вам есть чем гордиться.
Если вы хотите подробнее узнать, как работать в этом направлении — помочь ребенку преодолеть какое-то качество, советую вам прочитать книгу Фабер и Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». На русском языке она вышла в издательстве «Эксмо».
Всего доброго, с уважением, Ита Минкина
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его