Темы: Воспитание детей, Душа, Кадиш, Смерть, Жизнь, Страхи, Дошкольники, Ита Минкина, Коронавирус
Добрый день, помогите советом, пожалуйста. У нас многодетная семья. Недавно потеряли дедушку (мой папа). Из-за того, что работал врачом в первой линии защиты от коронавируса, не могли 9 месяцев видеться. В конце концов, заразился коронавирусом и после долгой борьбы организм не выдержал.
Очень любили дедушку внуки. Самым привязанным к нему был 3-летний старший сын. Тяжело ему, просит молиться Богу, чтобы вернул дедушку, говорит, что, может, мы не берегли дедушку и не всё сделали, чтобы спасти его.
Объясняли ему, что дедушка не хотел умирать и любил и любит его. К сожалению, он неправильно понял и думает, что дедушка бросил его.
Младший братик с проблемами со здоровьем в связи с падением, не ходят в садик оба. Это тоже как-то влияет, наверное, на его душевное состояние, появилось у него опасение, что все бросят его. Тяжело отпускает сестричек в школу или папу на работу, до смерти дедушки такого не было.
Как правильно помочь ему, чтобы не потерял веру во Всевышнего и в то, что семья его любит и дедушка тоже?
Мне самой очень тяжело, очень сильная привязанность была у нас с папой, потому что я была единственным ребёнком в семье.
Как взрослый человек понимаю, что у Всевышнего Свои планы и расчеты и что человек появляется на свет и умирает не по своей воле, но как ребёнку объяснить?
Огромное спасибо от всей нашей семьи. C уважением, N.
Уважаемая N.,
Очень тяжело читать Ваше письмо, но еще тяжелее расставаться с близким родным человеком… И Вам тяжело, и мальчику тяжело…
Мы должны понимать, что утрата близкого человека, утрата отца не может пройти просто так. Есть в жизни вещи, к которым душа привыкает с большой болью и с большим трудом, и надо дать ей время…
Это нормально, что дедушки не хватает, что душа тоскует, что чувствует и боль, и горесть, и страх, и тоску, и тяжесть расставания с родной душой… Ничего с этим не поделаешь… Пройдет время — и острота утраты как-то смягчится, но его всегда будет не хватать…
Что можно сделать, чтобы помочь мальчику и Вам самой?
Можно попробовать написать дедушке письмо. Конечно, он еще не умеет писать, но он может сказать Вам, что написать под его диктовку, а Вы запишите… Иногда такое написанное от имени ребенка письмо привязывают к ниточке воздушного шарика, а потом в каком-то месте отпускают шарик и он улетает с письмом на ниточке…
Конечно, маленький ребенок может потом начать спрашивать: а что дедушка «ответил»? Тогда можно взять лист бумаги и ручку и спросить его: а что, ты думаешь, дедушка мог бы тебе ответить? Он может сказать Вам, а Вы запишите…
Если он сам не сможет придумать, то Вы можете подсказать ему: дедушка мог бы тебе написать, что очень любит тебя, что гордится тобой, что желает тебе вырасти большим и сильным, и умным, и помогать маме или хорошо учиться в школе…
В чем смысл всего этого?
Тем, кто потерял близкого человека, тяжела не только сама утрата, но и то, что не удалось попрощаться, и то, что с дорогим человеком нет больше возможности «связаться», сказать то, что при жизни не сказали. Или прощения не попросили, или не простили до конца за что-то, или не договорили о чем-то. Вот эта-то необратимость так тяжела для души, которая не терпит резких разрывов устоявшихся близких отношений…
Вот и надо дать душе маленькую зацепочку: например, написать письмо или несколько писем, если понадобится… Это успокаивает, это примиряет с неизбежным… может, не сразу… постепенно…
Хорошо также, чтобы кто-то говорил Кадиш по Вашему папе (это обычно оплачивает семья), дать деньги на изучение Торы или на доброе дело ради возвышения души Вашего папы, добрая ему память и вечная благодарность от тех людей, которым он помог и которых спас…
С глубоким уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский