Флора и фауна, созданные в бесподобном многообразии, служат безусловным доказательством безграничности Творца. Земля Израиля, «текущая молоком и медом», когда на ней живет еврейский народ и обрабатывает её, полнится плодами, цветами и деревьями. Большое количество заповедей связано с растениями и растительным миром. Упоминание растений в Торе всегда подразумевает не только простой смысл, но символ и аллегорию.
Оглавление
Классификация растений [↑]
Язык Торы очень богат терминами для обозначения растений и разных частей их, большинство которых имеет многочисленные синонимы с различными детальными оттенками, что указывает на богатство Святого Языка относительно всего того, что касается земледелия.
У Рамбама в его труде «Яд аХазака» (в разделе «Килаим») находим следующую классификацию растений.
Все растения делятся на деревья и овощи. Деревья подразделяются на плодовые и неплодоносные. К овощам относятся: хлебные зерна, תנואה, «мелкие зерна» — קטנית — все съедобные семена (бобовые, рис, кунжут, мак и т.п) и огородные растения.
Особые категории составляют те семь растений, которыми славится Земля Израиля, а также те, которые употреблялись для воскурения в Храме, как лекарства в медицине и для приготовления красящих веществ. В основном, в Торе упоминаются растения, произрастающие в Земле Израиля и в Египте. Но также есть упоминания пряных кореньев и вкусовых веществ, привозимых из Южной Азии и прилегающих к ней островов.
Общее число названий для растений, встречающихся в Письменной Торе — 100 — не соответствует крайне богатой флоре Израиля. Мишна обогащает список названий растений приблизительно 180 чисто еврейскими словами.
Создание растительного мира [↑]
Сложно найти как в Письменной, так и в Устной Торе упоминание какого-либо растения лишь на уровне «пшат» (т.е. на простом уровне). Растение — это почти всегда символ, аллегория, намек на что-то более высокое.
В третий день творения Вс-вышний создал зачатки растительного мира, включающий деревья и травы, а после создания животных и человека сообщил им о предназначении растений: «всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Берешит 1:29).
Как объясняет Раши, «никакого кустарника полевого еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. “И никакая трава полевая еще не росла. В третий же (день), о котором сказано: “И извлекла земля”, (растения) не взошли, а стояли на выходе из земли до шестого дня [Хулин 60б]”».
Только после того, как Адам был сотворен, появился тот, кто помолится о дожде и проникнется благодарностью за него — и тогда все те растения, которые содержались в земле в зачаточном состоянии, — проросли. Вс-вышний «насадил сад Эденский» и поместил туда человека.
Согласно мнению Рамбама, Ган-Эден — плодородное место на земле, изобилующее прекрасными водными источниками и растительностью. Где находится этот Сад, нам будет открыто после прихода Машиаха.
Рамбан же считает, что существует два Ган-Эдена, духовный и физический. Физический — это реальное место на Земле, о нем идет речь в главе Берешит (см. «Врата воздаяния. О Рае», п. 80). Кроме материальной красоты, земной Ган-Эден обладает особым духовным свойством: в нём возможно созерцать Б-жественные видения и постичь Творца в большей мере, чем в любой другой части мира.
Но есть и духовный Ган-Эден, который именуется также Миром душ. Душа попадает туда после смерти человека и пребывает там до наступления Грядущего мира — мира после прихода Машиаха.
В любом случае, не зря символом рая является сад, полный прекрасных растений. Нигде человек не чувствует себя настолько спокойно и умиротворенно, как среди деревьев, трав и цветов. Каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов. Ган Эден — это дворец Вс-вышнего на земле.
Древо познания добра и зла и его плоды [↑]
По наущению Змея-искусителя и вопреки категоричному запрету Творца, Хава отведала запретный плод от «Древа познания Добра и Зла» и дала попробовать этот плод Адаму.
Правильный перевод сочетания Эц а-Даат — «Древо соединения» (слово даат на иврите означает «соединение»): плоды этого дерева «соединяют» человека со стремлением к материальному.
Традиция донесла до нас несколько мнений мудрецов о том, что же представляло собою Древо Познания Добра и Зла. Это мог быть инжир, виноград, этрог или пшеничное дерево (которого нет в наши дни).
Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена. Б-г изгоняет их из «райского сада» и меняет человеческую природу. В мир приходят смерть и тяжкий труд (физический и духовный), родовые муки. С символического акта — поедания плода — начинается извечная борьба за исправление греха Адама и Хавы, ставшая главным стержнем развития мировой истории.
Пишет рав Моше Шапиро: «Когда Вс-вышний запрещал человеку есть от Древа познания добра и зла, Он сказал: “Ибо в день, когда вкусишь от него, смертью умрешь” (Берешит 2:17). Смысл этого запрета — в том, что когда человек ест что-либо, это становится частью его жизненных сил. Вс-вышний запретил человеку присоединять к собственным жизненным силам восприятие зла, лишающее его вечной жизни».
Древо жизни [↑]
Древо жизни было помещено Вс-вышним в середину Эденского Сада, но от его плодов Адаму не удалось отведать, так как после грехопадения Вс-вышний «изгнал … человека и поместил к востоку от сада Эденского керувим и с огнелезвием меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Берешит 3:24).
Суть Древа жизни — в присоединении к Источнику жизни и, тем самым, в достижении возможности продвигаться, подниматься на все уровни, предназначенные для человека и всего Творения. Ведь человеку предстояло и предстоит подниматься со ступени на ступень в его приближении к Вс-вышнему, постижении Его света. Не только в этом мире, но и в Будущем, где свет начнет раскрываться в своей полноте, где не будет сокрытия, которое существует в этом мире.
Нам известно из Традиции и из Писания, что Тора называется Деревом жизни. И те, кто изучает и исполняет Тору, дарованную нам Вс-вышним, соединены и сейчас, в этом мире и в наше время, с тем самым Деревом жизни, которое растет в Эденском Саду. И по чуть-чуть едят от его плодов, приближаясь постепенно к будущему вступлению в Сад, в центре которого, у истока вод, находится Дерево, с которым они уже здесь связали накрепко свою жизнь.
Растения для заповедей: Суккот [↑]
Существует множество заповедей, исполнение которых тем или иным образом связано с растениями. Например, в праздник Суккот Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним.
Каждый из четырех видов растений не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.
Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Все они символически связаны в единую связку и дополняют друг друга, искупая свои грехи.
Кроме того, в Суккот есть еще одна заповедь, связанная с растением: крыша сукки. Сукка должна иметь минимум три стены и крышу, покрытую сорванными ветками или стеблями растений. Однако, сукка — это временное жилище, и потому еврейский закон предписывает, чтобы крыша праздничной сукки (ивр. «схах») изначально была не сплошной, а с небольшими прорехами: как объясняет традиция, сквозь крышу сукки должны немного проглядывать небо и звезды.
Есть подробные законы о том, из чего разрешается делать крышу сукки. Например, для схаха годится только то, что растет из земли, полностью вырвано из нее и никогда не служило ни для какой цели. Необходимо, чтобы этим материалам никогда не присваивалось название какого-либо полезного предмета, а также чтобы они были несъедобны и не имели бы неприятного запаха.
То, из чего сделан схах, не должно принимать туму — ритуальную нечистоту. Всякий предмет, который в прошлом мог стать ритуально нечистым, даже если сейчас он стать таким уже не может — например, доска, выломанная из ящика, использовавшегося для домашних нужд, — не может быть использован как схах.
В наше время часто используют для схаха тростник. Тростник благовонный входил в состав священного мирра (Шмот 30:23) и употреблялся для воскурений (Йешаяу 43:24). Во времена царей лучшие сорта благовонных составов привозились из южной Аравии и вообще из дальних стран и стоили очень дорого (Йермияу 6:20). О благоухании этого тростника «поёт» и царь Шломо в своей Песне Песней ( см. Песнь Песней 4:14): «Нэйрд и шафран, (благовонный) тростник и корица со всякими благовонными деревьями, мирра и алоэ и лучшие все ароматы».
Шавуот и бикурим [↑]
Бикурим — это первинки, то есть первые плоды земли (плодовых деревьев и злаковых), которые Тора заповедовала приносить в Иерусалимский Храм. При этом приносящий произносил особую молитву, суть которой — благодарность Творцу за все плоды наших руки и блага, которые мы получаем по Его воле.
В Торе об этой заповеди сказано так: «Первые плоды нового урожая земли твоей приноси в дом Господа, Б-га твоего» (Шмот 23:19). Заповедь приношения бикурим исполняли раз в году и она могла быть исполнена только во времена Храма.
Каждый еврей, владеющий наделом земли в Стране Израиля, отделял от выросших на принадлежащем ему наделе земли первые плоды нового урожая семи видов, которыми славится Святая Земля, и приносил их в Храм, где обязан был прочитать «Видуй (он же Микра) Бикурим» — специальный текст, связанный с приношением первых плодов нового урожая.
Плоды, имеющие статус бикурим, могли есть только члены семьи коэнов, при определенных условиях. Бикурим приносили исключительно из семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля: пшеницы, ячменя, маслин, винограда, инжира фиников и гранатов. От полбы, ячменя и овса не было обязанности отделять бикурим, хотя они и являются разновидностью пшеницы и ржи.
В качестве бикурим приносили именно плоды, но не продукты, изготовленные из них. Исключение составляли оливки и виноград, которые было разрешено приносить как в виде плодов, так и в виде изготовленных из них масла и вина («Трумот» глава 11-ая, мишна 3-тья).
Святость бикурим невозможно было перевести на монеты, поэтому в Храм приносили именно плоды. Из близлежащих к Иерусалиму мест приносили свежие плоды, а те, кто приходили издалека, вместо винограда приносили изюм, а вместо свежего инжира — сушеный, так как свежий виноград и инжир не могли храниться долгое время в условиях пути и теплого время года.
Как память о первых плодах, Бикурим, которые приносились в Храм, украшенные цветами и листьями, к Шавуоту принято украшать растениями жилье и дома молитвы. Еще одно объяснение этому обычаю говорит, что мы украшаем синагоги и дома зеленью в память о том, что в дни дарования Торы гора Синай, готовясь к этому событию, покрылась зеленью красивых, благоуханных растений и цветами.
А благовония — намек на слова мудрецов в Талмуде (трактат Шабат): «Слова каждой из Десяти заповедей (полученных у горы Синай), исходившие из уст Вс-вышнего, наполнили весь мир благовонием». Ветки деревьев в украшениях напоминают нам о том, что в Шавуот Небесный Суд принимает решение об урожае следующего года.
Какая связь между урожаем плодов и Дарованием Торы? Урожай плодов в аллегорическом смысле означает количество и качество Торы, которую человеку предстоит выучить в предстоящем году. Дело в том, что Тора, хотя и была уже дана всему народу, но, сколько её получит каждый, решается каждый год заново.
Песах: Марор и Иссоп [↑]
Заповедь о мароре (горьких травах) повелевает евреям есть жаркое от пасхального агнца вместе с горькими травами. Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): песах, маца, марор, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность. Так написано в Пасхальной Агаде.
Сказано в Агаде, что марор — это напоминание о горькой жизни в Египте. Кроме того, горечь во рту от марора — это ассоциация со смертью. В каждом поколении поднимаются враги против нас, чтобы нас уничтожить. На это, указывает и гематрия слова марор, 446 — מות — «мавет», смерть.
Фараон убивал еврейских младенцев и хотел уничтожить весь Дом Якова и Сынов Израиля. И от этой смерти нас избавил Б-г. Горькая жизнь — это благословенный вкус спасения от смерти. Пока мы живы, вкусим горечи, чтобы ощутить благодарность к Нему.
Еще одно «пасхальное» растение — это иссоп (אזוב), ветками которого, связанными в пучок, евреи в Египте окропили кровью пасхального агнца, косяки и верхнюю перекладину дверей домов (Шмот, 12:22).
Очищение от ритуальной нечистоты [↑]
Также при помощи иссопа очищали от ритуальной нечистоты: «Живую птицу возьмет, а также кедровое дерево, и червленую нить, и иссоп, и обмакнет их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной над родниковой водой. И окропит очищаемого от проказы семь раз, и очистит его, и выпустит живую птицу в поле» (Мецора 14:6, 7).
В очистительных обрядах иссоп употребляется, между прочим, вместе с кедром, чтобы показать, как поясняет агада, что перед Б-гом великий и малый равны.
Ливанский кедр считается в Танахе самым могучим и красивым деревом. В Земле Израиля кедры не встречались. Для постройки как Первого, так и Второго Храмов кедры были привезены из Ливана. У пророков это дерево является олицетворением идеи могущества (II Мелахим, 14, 9; Ишаяу, 2, 13; Ихезкель, 17, 3, 22 и сл.; 31, 3 и сл.; Амос, 2, 9; Теилим, 92, 13).
Сравнения людей с растениями [↑]
Сказано в Торе (Дварим, 20:19): «Ибо человек — дерево полевое». Объясняет Маараль в своем комментарии на «Пиркей Авот», что тело человека служит его основой, а разум его все время увеличивается и расширяется, пока не возносится выше Небес. Именно этим человек напоминает дерево, стоящее на земле, а ветвями тянущееся и распространяющееся ввысь.
Если человек — настоящий мудрец Торы, «от него ешь, и его не срубай»; если же это — не настоящий мудрец, «и сруби его». «Человек, у которого мало добрых дел, подобен дереву, у которого мало корней, и появляется ветер, и вырывает его. А человек, у которого много добрых дел, подобен дереву, у которого много корней, так что даже если на него подуют все ветры в мире, не сдвинут его с места» — говорится в «Пиркей Авот» 3:22.
Еврейский народ также сравнивается с виноградником, который подрезает Виноградарь. Речь здесь идет о духовной сущности, о возвышении и просветлении. В вине заключены многие тайные и мистические понятия.
Мы освящаем многие заповеди, делая кидуш на вино — Субботу и Праздники, отделение святого от будничного, женитьбу и обрезание (Брит мила), выкуп первенца. В благословениях на другие продукты конкретные плоды не упоминаются — только плод винограда. В списке плодов, которыми славится Земля Израиля, уподобленная земному Раю, первым перечисляется виноград. Трапезой называется лишь такое застолье, где и вино и мясо (Эйн симха, эла бебасар веяйн). В Песах пьем четыре бокала вина во время «Седера».
Талмуд (Менахот 53б) сравнивает нашу нацию с оливами. Так же, как оливы дают масло, когда их раздалбливают, также еврейский народ показывает истинное величие во время несчастий и притеснений.
Кроме того, в Торе встречаются сравнения еврейского народа со смоковницей, ореховым деревом, миртом, яблоней, пальмой. И как вся Песнь Песней, так и отдельные растения, упоминаемые в ней (луговой шафран, лилии и другие), служат символами Б-га и Израиля.
Грех разведчиков [↑]
Отправляя разведчиков впервые в Землю Израиля, Моше напутствовал их: «И какова земля, на которой он живет, — хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, — в открытых станах или в крепостях [они живут]. И какова земля — тучна она или тоща, есть на ней деревья или нет. Крепитесь [духом] и возьмите от плодов земли…» (Бемидбар, 13:17-20).
Разведчики, желая доказать евреям, ожидающим их возвращения, что в Землю Израиля не надо идти, выбрали в качестве подтверждения («Как необычны плоды (земли), так и народ ее необычен» — см. Раши на Бемидбар 13:23) не что иное, как огромную гроздь винограда, срезанную ими в долине Эшколь, а также гигантские плоды инжира и граната.
Рассказ разведчиков действительно испугал евреев, принесенная ими гигантская гроздь винограда заставила людей поверить в то, что и жители в тех краях огромны и непобедимы.
7 плодов, которыми славится Земля Израиля [↑]
Принесенный разведчиками виноград и сейчас является одним из семи плодов, которыми славится Земля Израиля. Следующие строки недельной главы Экев (Дварим, 8, 7-8) стали источниками понимания того, какие плоды включены в этот список: «Ибо Господь, Б-г твой, ведет тебя на землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе. (На) землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, (на) землю елейных олив и меда».
Здесь речь идет о самой Земле Израиля, о том, что она хорошая. Но при рассмотрении оказывается, что основное ее благо — в ее плодах.
Раши в комментарии к началу главы Шлах приводит слова мудрецов: «Одни страны выращивают сильных, другие — слабых…» То есть земля — это не просто почва и надел, она в буквальном смысле «выращивает» и «строит» живущих на ней людей. И они это чувствуют и относятся к ней как к «матери». Земля выращивает их с помощью своих плодов, которыми питает их — как материнским молоком.
Так Земля Израиля «вскармливает» еврейский народ. Основные семь растений, которыми она славится, — это основные «строительные материалы», «соки», с помощью которых она «строит» евреев.
Когда перед нами несколько видов пищи, на которые установлены одинаковые благословения, например, яблоки, виноград, гранат и груши («Борэ при а-эц» — «…Сотворивший плод дерева»), мы произносим благословение на самый значимый среди них. Мудрецы распределили виды пищи по значимости, и первыми в списке поставили «семь видов плодов, которыми славится земля Израиля», а именно: пшеница, ячмень, оливки, финики, виноград, инжир, гранат.
Заповеди, связанные с Землей Израиля [↑]
Земля Израиля обладает особым статусом святости, поэтому здесь действуют особые законы, и все они в той или иной степени связаны с растениями.
К ним относится, например, заповедь отделять десятину от урожая (трумот и маасрот), к которым относятся: «трума гдола» («большое пожертвование») — часть урожая, которая отдавалась коэну; «маасер ришон» («первая десятина») — одна десятая часть урожая, оставшегося после отделения «трума гдола»; «трумат маасер» («десятинное пожертвование») — одна десятая часть от «маасер ришон», которую по Торе левит обязан отдать коэну, и «маасер шени» («вторая десятина») — одна десятая урожая, оставшегося после отделения «трума гдола».
Запрет килаим означает, что в Эрец-Исраэль запрещено выращивать вместе, скрещивать и смешивать два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «…поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).
Сефер а-Хинух (заповедь 244) определяет причину запрета килаим следующим образом: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно».
Рамбан (комментарий к Берешит 1:11) объясняет, что причина запрета килаим следующая: смешение различных видов нарушает прямое повеление Вс-вышнего растениям: порождать виды, подобные себе — «по роду своему» — «лэ-мино» (Берешит 1, 11). И, на первый взгляд, можно было бы предположить, что это исключает любое смешение, независимо от того, какое именно действие привело к нему. Тем не менее, фактический запрет нарушается, только если смешение достигается одним из конкретных способов, указанных Торой или мудрецами.
Существует множество законов, связанных с земледелием седьмого года, которые называются законами шмиты. Они делятся на три основные части:
1) «шмитат карка» — законы обработки земли, ухода за сельскохозяйственными и садовыми культурами;
2) плоды 7-го года — правила пользования растениями 7-го года;
3) «шмитат ксафим» — законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца седьмого года.
Законы земледелия года шмиты включают посев и посадку деревьев, пахоту, обрезание и прорезывание, сбор урожая, полив, прополку, опрыскивание, удобрение, окучивание и т.д.
Работы, запрещённые на поле или в саду, запрещено совершать не только хозяину, но и любому человеку, который трудится на его поле и в саду, будь то еврей или представитель другого народа.
Плоды урожая, полученного с земельного участка, который обрабатывали запрещённым в год Шмиты способом, согласно некоторым мнениям, запрещены. Другие считают, что плоды разрешены, но, и по их мнению, такие плоды запрещено приобретать, каким бы образом ни осуществлялась покупка.
Год Шмиты «освящает» часть плодов и растений, и к таким плодам применяются особые заповеди, предписывающие обращаться с ними с предельной осторожностью. Некоторые из них таковы: плодами седьмого года нельзя владеть, их нельзя портить, нельзя вывозить за пределы Израиля и торговать ими.
Есть еще один важный закон, связанный с земледелием: запрет орла. Тора говорит: «И когда придете в ту страну и посадите любое плодовое дерево, то не ешьте три года его плодов — три года запретны они для вас; а в год четвертый будут все плоды этого дерева — святыня во славу Господу. На пятый же год ешьте все его плоды, чтобы сделать богаче ваш урожай. Я — Господь, Бог ваш!» (Ваикра, 19:23-25).
Закон об орла исполняется и в Стране Израиля, и за её пределами (это — «закон, данный Моше на Синае»). С той разницей, что в случае сомнения, являются ли эти плоды орла, если они выросли в Земле Израиля, мы «устрожаем» и запрещаем их, а если они выросли за границей, — «облегчаем». Плоды дерева в течение первых трех лет его жизни запрещены и в пищу, и для употребления в каких бы то ни было целях.
Благовония [↑]
Когда первосвященник Храма в Йом Кипур входил в Святая Святых, он прежде всего воскурял благовония и лишь затем переходил к остальной работе. В Талмуде (см. трактат Йома 44) сказано, что благовония Храма искупали грех злословия.
В «Кицур Шульхан Арухе» есть целая глава, посвященная благословениям, которые надо произносить перед тем, как насладиться приятным ароматом. Сказано там: «“Всякая душа да прославит Б-га”; а что же это за вещь, которой наслаждается душа, а не тело? Это запах». И надо сказать, что подавляющее большинство перечисленных там ароматов — это ароматы трав, деревьев, плодов и цветов — то есть растений. И даже такое вещество как ладан — тоже растительного происхождения, так как является ароматической древесной смолой.
В главе «Кицур Шульхана Аруха», посвященной идолопоклонству, говорится также о запрете нюхать благовония идолопоклонников. Если до человека доносится аромат их благовоний, пусть имеет в виду, что он не хочет получать от него удовольствия.