Животные были созданы для того, чтобы служить человеку, а человеку вменяется в обязанность заботиться о них. В иудаизме существует строгий запрет причинять животным страдания. Важность гуманного отношения ко всем животным, в том числе и домашним, не раз подчеркивалась нашими мудрецами.
Оглавление
Животные и люди [↑]
Тора нас учит, что как человек, так и животные являются творением Вс-вышнего, который проявляет милосердие к тем и другим. Например, говорит Б-г пророку Йона (книга Йоны 4:11): «А я не пожалею Ниневэй, город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»; или 36-й Псалом: «Справедливость Твоя, как горы мощные, суды Твои — бездна великая. Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи».
При этом книга Берешит уже в самой первой главе говорит о животных как о части природного окружения человека и устанавливает подчиненный человеку статус животного: «…и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!» (Берешит 1:28).
Животные предназначены для служения человеку, и, в отличие от человека, перед ними не стоит задача приблизиться к Творцу.
У всех живых существ имеется только низший вариант души, именуемый нефеш. У человека, помимо этой души, отвечающей за жизнедеятельность организма, есть «надстройки» — руах и нешама. Через нешама человек связан с высшими духовными мирами.
Несколько категорий животных исторически стали относиться к домашним: животные и птицы, которых человек приручил с тем, чтобы употреблять в пищу; транспортные животные (лошади, ослы, верблюды), охранники (собаки); кошки, изначально прирученные для ловли мышей, и другие декоративные животные (мыши, хомяки, рыбки и весь прочий ассортимент зоомагазинов). Наше отношение к домашним животным регулируется законами Торы и постановлениями мудрецов.
Любовь к животным [↑]
Животных надо любить. Вопрос лишь в проявлениях истинной любви к ним. Мы считаем, что животные должны жить в своей среде. Делать из собаки комнатное животное — значит изменить собачью природу, изъяв его из естественной среды обитания. Дом — обитель для человека, и даже если мы приучили животное любить свою клетку, и оно там себя комфортно чувствует, для него это неволя.
Проявление любви к животному, в первую очередь — это предоставление ему свободы.
Если человек уже взял на себя обязательство по присмотру за животным, нельзя его нарушать, нельзя выгонять животное на улицу, если у кого-то вдруг обнаружилась аллергия на шерсть, или стало не хватать средств на его пропитание, или если просто «мягкая игрушка» надоела.
В еврейских семьях, как правило, много детей, поэтому нам не надо сублимировать родительское чувство, перенеся объект привязанности и заботы с собственных детей на кошек и собак.
Нет необходимости заводить животных с тем, чтобы приучать детей ухаживать за «братьями нашими меньшими»: дети, как и взрослые, считают своим долгом в первую очередь помогать людям: а люди, которые нуждаются в нашей заботе, — есть всегда. Кто любит собак, но не любит людей, — тот вряд ли понимает, что такое любовь.
Рассказывают, как-то раз в XX-е годы рав Моше Мордехай Эпштейн, глава ешивы Слободка, побывал в Германии. Увидев какую-то даму на улице, целующую собаку, он предсказал, что в стране, где целуют собак, ещё прольется много человеческой крови, как сказано «Те, кто приносит человеческие жертвы, целуются с телятами» («Приносят в жертву людей, (а) целуют тельцов» — Ошеа, 13, 2).
Можно ли заводить домашних животных? [↑]
Нет запрета держать в доме неопасных животных. Опасных животных, таких, как злые собаки, разрешается держать только если они привязаны.
Важно помнить, что за ущерб, который причинило животное, его хозяин отвечает по всей строгости Закона, в соответствии с обстоятельствами.
Религиозные евреи не спешат заводить в своих квартирах собак: лающая собака может напугать гостей или, не дай Б-г, беременную женщину. Необходимо следить за тем, чтобы от собаки или кошки не было никакой опасности, даже потенциальной: как от укусов, так и от нарушения гигиены. Прежде чем завести животное, следует проконсультироваться с раввином.
В некоторых случаях животное необходимо человеку: собака-поводырь, собака-охранник для жителя еврейского поселения, кот-охотник на вредителей-грызунов — и это, конечно, неполный список.
Причинение страданий животному [↑]
Главное, чего мы должны придерживаться по отношению ко всем животным, в том числе, и домашним — остерегаться причинять животным страдания, то, что в иврите называется «цаар баалей хаим». Тора запрещает мучить животных, убивать их, причинять им боль, лишать еды и т.п.,если в этом нет необходимости для пользы человека.
Правилам безболезненного убоя скота и птиц (см. тему Шхита) посвящены первые две главы талмудического трактата Хулин, значительная часть «Законов шхиты» свода Маймонида и целый раздел одной из книг Шульхан аруха (Йоре деа).
Помогать бездомным и больным животным — важная заповедь, ведь сказано (Теилим 145:9): «…и милосердие Его — на всех созданиях Его». Но каждое хорошее качество должно быть в разумной мере, в гармонии с другими обязанностями человека. Не следует забывать, что, в основном, чувство сострадания должно быть направлено на людей.
Тора повелевает накормить домашнее животное прежде, чем сам человек начнет свою трапезу. Нельзя кормить животных такой едой, которая может им повредить.
Рав Яаков Эмден (Шеилат Яйвец 1:17) говорит: если человек не покормит домашних животных, чье пропитание зависит от него, это причинит им страдания. Поэтому для их кормления было установлено определенное время, а именно: перед тем, как человек ест сам. И хотя кошки и собаки не относятся к тем животным, которых хозяин обязан кормить раньше, чем ест сам — потому, что они могут найти себе пропитание самостоятельно — тем не менее, стоит покормить и их, прежде чем садиться самим за трапезу. Если речь идет о декоративной собаке, не имеющей навыков жизни на свободе, вполне вероятно, что покормить ее до того, как едим сами, является обязанностью.
Если по каким-то причинам животное не нуждается сейчас в приеме пищи, например, потому, что его миска полна, или потому, что еще не пришло время кормить его, то человек может начать есть, не покормив животное (Эшель Авраам, Бучач, Пискей тшувот 167:15).
Этот закон в очередной раз показывает особое отношение Вс-вышнего к еврейскому народу. Всевышний хочет, чтобы врожденные качества еврейского народа — скромность, милосердие, добродетель — проявлялись на практике в этом мире, в частности, в заботе о нуждах животных раньше, чем о собственных нуждах.
В Талмуде приводится история о Раби Йеуде а-Наси (Бава Меция 85а), который был наказан ужасными страданиями только за то, что не проявил сострадания к теленку, предназначенному для жертвоприношения. Когда теленок спрятал голову в одежде Раби Йеуды, как бы прося о милосердии, тот сказал: «Иди, для этого ты был создан».
Страдания Раби Йеуды а-Наси завершились только после того, как он пожалел крысят, которых служанка нашла в доме и собиралась вымести на улицу. Раби сказал: «Оставь их, ведь сказано (Теилим 145:9): Добр Господь ко всякому, и милосердие Его — на всех созданиях Его».
Иногда человеку самому нужно пройти через страдания, чтобы научиться сочувствовать другим.
Запрещено кастрировать животных, которых благословил Творец — «плодитесь и размножайтесь». Есть мнения законоучителей, что этот запрет относится также и к нееврейским хозяевам домашних животных.
Домашние животные и соблюдение субботы [↑]
Сказано, что животные, принадлежащие еврею, должны отдыхать в Шаббат — так же, как и их хозяин. Этот закон имеет отношение, в первую очередь к быкам, коровам, лошадям и ослам: хозяин не имеет права заставлять их работать в субботу. «Шесть дней делай свои дела, а на седьмой день покойся, чтобы отдохнул твой бык и твой осел» (Шмот 23:12).
Есть также запрещенные в субботу работы, которые имеют прямое отношение к владельцам домашних животных.
Работа, которая называется «охота», по закону Торы не распространяется на домашних животных: их лишить свободы невозможно, поскольку, будучи прирученными, они ею не обладают. И все же, мудрецы не разрешают ловить животных, которые, даже живя взаперти (в клетках, стойлах и пр.), обычно стараются увернуться от хозяйских рук. И уж тем более нельзя ловить домашнее животное, которое рвется наружу.
Если в Субботу открылась дверка клетки с канарейками, не надо ее закрывать, так как это ловля птиц. Нельзя доставать рыбок из аквариума — это рыбная ловля. Но, уходя из дома, можно закрыть за собой дверь, оставляя собаку или кошку взаперти.
Разрешено выпускать на волю любое животное в Субботу — здесь нет отличий от будней.
Водить собак на поводке в Субботу разрешается, но, если нет эрува, необходимо следить за тем, чтобы поводок не провисал ниже, чем на тефах (10 см) от земли, и чтобы кончик поводка не высовывался с другой стороны кулака более чем на тефах.
Животные считаются мукце, (предметом, запрещенным в Субботу), но некоторые авторитеты не запрещают играть с так называемыми декоративными животными.
Кормить диких животных и птиц, живущих на воле (например, голубей на площади), в субботу запрещается, но можно кормить домашних животных, которые находятся на попечении человека.
В праздник (йом тов), когда по алахе можно зарезать животное и приготовить из него праздничную трапезу, тем домашним животным, на которых распространяется запрет охоты (то есть кошерному скоту и домашней птице), корм дают не в привычном месте, а на некотором удалении от него, чтобы напомнить себе и другим, что их ловить сегодня нельзя.
Уход за домашними животными, живущими в квартире, подразумевает и постоянное поддержание гигиены жилища. Для того, чтобы убрать за щенком или котенком, не нарушив субботу, необходимо придерживаться нескольких правил. Владельцам аквариумов лучше проконсультироваться у компетентного раввина, как ухаживать за рыбками в Субботу.
Ни в коем случае нельзя нарушать Субботу для спасения жизни животных — и тут мы вновь возвращаемся к неравенству между человеком и животным. Человеческая жизнь выше субботы, и ради спасения человека Cубботу нарушают. Жизнь животного тоже ценна, но она — не выше Cубботы.