Оглавление
Четыре бокала Пасхального Седера [↑]
В еврейской традиции вино является важным атрибутом праздника, поскольку оно «радует сердце». Один из ключевых законов Пасхального Седера — закон о четырех бокалах вина, выпиваемых на протяжении Седера. Каждый из этих бокалов является отдельной заповедью, которую обязаны исполнять как мужчины, так и женщины.
Первый бокал мы выпиваем в самом начале Седера, в завершение церемонии освящения этого дня («Кидуш»).
Второй бокал выпивается в конце заповеданного рассказа об Исходе из Египта («Магид») — перед праздничной трапезой.
Третий бокал мы пьем после произнесения молитвы «Биркат а-мазон», которую мы произносим в благодарность за трапезу.
Четвертый бокал мы пьем после той части «Алеля», которая читается во время Седера, чтобы выразить нашу благодарность Творцу и провозгласить Его нашим Б-гом.
Каков размер бокалов? [↑]
Минимальный размер бокалов, используемых во время седера, должен быть таким, чтобы туда вмещалось не менее «ревиита» (досл. «одной четверти [от лога]») вина. «Ревиит» — это талмудическая мера объема. При переводе ее в метрическую систему мнения авторитетов разделились. «Ревиит» равен 86 куб. см по мнению рава Хаима Ноэ. Хазон Иш придерживался более строгого мнения и считал, что «ревиит» равен 150 куб. см. Таким образом, бокал, в котором содержится менее 86 куб. см вина точно некашерен для Пасхального седера.
Что пить? [↑]
Нужно пить самое лучшее вино, которое кашерно на Песах, какое только может человек себе позволить. Красное вино предпочтительней чем белое, если только белое незначительно лучше его. В ночь Сэдэра есть даже 2 причины предпочесть красное: 1. вино более качественное — это именно красное; 2. в память о крови, которую пролил фараон, убивая еврейских детей.
Вино или сок? Есть мнение, что в ночь Сэдэра стоит брать именно вино. Но известно о мудрецах Торы, которые пили сок в ночь Сэдэра. Например, Хазон Иш брал 4 бокала сока. Обычно подавляющее большинство женщин (а они обязаны делать Сэдэр точно так же, как мужчины) пьют сок в ночь Сэдэра. Когда пьют сок, стоит брать 100%-ный виноградный. Крайне не рекомендуются крепленые вина, от которых человек может быстро захмелеть.
Сколько пить? [↑]
В идеале, каждый заповеданный бокал должен быть выпит полностью. В отношении первых двух бокалов допускается вариант, когда из бокала выпивается больше половины содержимого, но не все. Из четвертого бокала необходимо выпить как минимум «ревиит», чтобы сказать благословение после него.
В Мишне сказано, что разрешается дополнительно пить вино между первыми двумя бокалами и последними двумя, но между третьим и четвертым бокалами пить вино нельзя, поскольку существует опасения, что человек опьянеет и не сможет закончить Седер.
Как пить? [↑]
Пить каждый из четырех бокалов нужно «возлежа», т.е. облокотившись на левую сторону.
Почему бокалов именно четыре? [↑]
Четыре бокала вина символизируют четыре этапа освобождения народа Израиля из рабства (а также четыре названия Геулы (Избавления) и четыре ее аспекта) которые мудрецы наши увидели в словах недельной главы «Ваера»: «…и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас. Мощью великой и страшными карами. И возьму вас народом Cебе… и узнаете вы, что Я — Творец мира, Вс-вышний ваш, который вывел вас из Египта» (Шмот 6:6-7).
Вообще, значительная часть Седера основана на принципе четырехкратного повторения: четыре бокала вина, четыре вопроса в начале Седера в отрывке «Ма ништана…» («Чем отличается…») , «четыре сына» символизирующие разные группы в еврейском народе.
Раби Йеошуа бен Леви сказал: «Четыре бокала соответствуют четырем чашам в руке фараона (упоминаемых Торой в рассказе о сне царского виночерпия, Берешит, 40)». Вот эти упоминания: «И чаша фараона в руке моей», «И выжал его в чашу фараона», «И подал чашу фараону», «И ты подашь чашу фараона в руку его». Пятое упоминание о чаше, приведенное в конце главы: «И он подал чашу фараону» — не является частью рассказа о сне, а принадлежит собственно Торе и лишь констатирует тот факт, что Йосеф правильно разгадал сон виночерпия. Поэтому мы «засчитываем» лишь четыре упоминания о чашах фараона, сделанные виночерпием и самим Йосефом, которые оба были рабами фараона. В этих упоминаниях содержится важный намек: «Начинается период порабощения, и чаша находится в руках фараона, но твои потомки отнимут ее у него и возблагодарят Всевышнего за спасение. В честь него они будут выпивать четыре бокала — по числу упоминаний чаши фараона».
Раби Леви сказал: «Четыре бокала соответствуют четырем царствам (которые тяжко угнетали еврейский народ уже после Исхода из Египта) — Бавелю (Вавилонии), Мидии (державе Ахашвероша), Греции и Эдому».
Наши мудрецы сказали: «Четыре бокала соответствуют “четырем чашам бедствий”, к которым Всевышний приговорит народы мира, как сказано: “Ибо так сказал мне Г-сподь, Б-г Израиля: “Возьми эту чашу с вином гнева из руки Моей и напои им все народы, к которым Я посылаю тебя””(Йирмеягу, 25,15).»
Вот что писал о четырех бокалах, сопоставленных четырем историям освобождения в различные времена, великий Абарбанель: «Четырех избавлений удостоился Израиль. Первое наступило, когда Всевышний избрал Авраама и его потомство из всех народов и таким образом создал еврейский народ. Второе — когда евреи были освобождены от египетского рабства. Третье состоит в том, что Всевышний поддерживал нас в долгие годы изгнания и спасал от всех врагов, пытавшихся нас погубить. Четвертое и последнее избавление наступит после прихода Машиаха».
Виленский Гаон (раби Элияу ми Вильно) писал, что четыре пасхальных бокала связаны с четырьмя различными мирами и эпохами: знакомым нам физическим миром, эпохой Машиаха, эпохой воскрешения мертвых и «иным миром», эпоха которого наступит после этого воскрешения.
Таким образом, тот, кто проводит Седер по всем правилам, удостоится доли во всех этих мирах. Поэтому он уже сейчас благодарит Всевышнего за оказанные ему великие милости.
Бокал для пророка Элияу [↑]
Некоторые законоучителя считали, что во время Седера нужно выпить еще один — пятый бокал вина, в память об обещании Вс-вышнего привести наш народ в Землю Израиля: «…и введу вас в Землю» (Шмот 6:8). Другие придерживались мнения, что так поступать не следует, поскольку обещанное Всевышним еще не исполнилось окончательно («Псахим» 118а: Риф и Тосафот). Из-за разногласий по поводу практической алахи (практического закона) сложилась следующая практика: пятый бокал мы наполняем, но не пьем — его мы оставляем на столе, в ожидании пророка Элияу, приход которого предвещает раскрытие Машиаха. Кроме того, Элияу должен окончательно разрешить все неясные вопросы в еврейском законе. На основании вышесказанного автор книги «Афлаа» делает вывод, что бокал пророка Элияу имеет «двойное» назначение: он символизирует нашу надежду на его скорый приход, возможно даже ночью этого Седера, а также нашу веру в то, что обещание Всевышнего о завершении нашего изгнания окончательно и навеки реализуется именно с приходом праведного Царя Машиаха.
Наполнив бокал для Элияу, мы открываем входную дверь, в качестве демонстрации нашей веры в обещание Вс-вышнего сделать первую ночь Песаха «ночью защиты» — «ночью бдения Г-спода».
Чаши Б-жьего гнева [↑]
Согласно мнению Меири, четыре бокала символизируют «четыре чаши Б-жьего гнева», которые должны пролиться над четырьмя царствами, угнетавшими еврейский народ со времен разрушения Первого Храма Персия, Вавилон, Греция и Рим. И если три первых царства уже потеряли свою силу и покинули арену истории, то четвертое — Рим — с точки зрения еврейской традиции все еще здесь. Римская империя меняет названия и личины, но она жива и олицетворяет собой все силы, которые в ответе за наше изгнание. Она все еще влияет на судьбы евреев и несет в себе угрозу нашему существованию. Поэтому мы, наливая четвертый бокал, просим Вс-вышнего, чтобы гнев Его обрушился на силы тьмы, которые присутствуют в мире, и окончательно их уничтожил.