Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Благословения, Растения, Плоды
1. Так же, как запрещено человеку наслаждаться едой и питьем, пока он не произнесет благословение, так же запрещено ему наслаждаться приятным ароматом, пока он не произнес на него благословения, как сказано: «Всякая душа да прославит Б-га»; а что же это за вещь, которой наслаждается душа, а не тело? Это запах. Но завершающего благословения на запах не произносят, поскольку, когда прекратился запах, прекратилось и удовольствие от него, и ситуация похожа на ситуацию с полностью переварившейся едой.
2. Как человек произносит благословение на приятный запах? Если источник запаха — плод, пригодный для еды, неважно, плод ли это дерева или земли, то, даже если он пригоден для еды только в смеси, как, например, мускатный орех, лимон и этрог (во все дни года, кроме праздника Суккот. Закон этрога в праздник Суккот будет разъяснен в главе 137, параграф 7), тем не менее, поскольку в основном плод предназначен для еды, на его запах произносится благословение: «…Который наделил (некоторые же говорят: “…наделяющий…”)1 плоды ароматом.»
И это благословение произносится только в том случае, если человек намеревается именно нюхать его2; однако, если человек намеревается не нюхать плод, а съесть его, и при этом получается так, что он наслаждается его ароматом, он не должен произносить благословения на этот аромат.
Если человек нюхает обжаренные кофейные зерна, которые хорошо пахнут, он произносит благословение: «…Который наделил плоды ароматом».
3. Если источник запаха — древесина или какое-то дерево, на запах произносится благословение: «…создавший ароматные деревья». И поэтому на мирт, на шиповник3, на ладан и на такого рода растения произносят благословение: «…создавший ароматные деревья», так как, поскольку они предназначены в первую очередь не для еды, а для запаха, они не называются плодами. На душистый перец и на имбирь, по мнению некоторых, следует произносить благословение, некоторые же говорят, что не следует; поэтому их не следует специально нюхать.
4. На травы и зелень произносят благословение: «…создавший ароматные травы» (при этом все гласные и согласные произносятся согласно стандартным правилам грамматики, как приведено в сидурах4).
И вот как можно различить, что является деревом, а что травой: всякое растение, стебель которого твердый, как стебель льна, сохраняется из года в год и на нем вырастают листья, называется деревом; те же растения, стебель которых мягкий, называются «ароматные травы»5.
5. Если ароматная субстанция не является ни деревом, ни травой, как мускус, добывающийся из животного, на нее произносят благословение: «…создавший разнообразные благовония». И также мне кажется6, что, если человек нюхает сушеные грибы, у которых хороший запах, он должен произнести на них благословение: «…создавший разнообразные благовония».
6. На бальзамное масло, получаемое из растений Земли Израиля7, из-за его ценности как продукта Земли Израиля, установили отдельное благословение: «…создавший сладкое масло».
7. Если человек произнес на ароматное дерево: «…создавший ароматные травы» или наоборот — обязанность благословить не выполнена; если же он произнес благословение: «…создавший разнообразные благовония» на любое благовоние — обязанность выполнена. Поэтому на всякую вещь, благословения на которую человек не знает и не может выяснить, благословляет: «…создавший разнообразные благовония». И мне кажется8, что, если человек благословил на плод дерева: «…создавший ароматные деревья» — обязанность благословить выполнена. И поэтому мне кажется, что на гвоздику, апельсины и лимоны нужно произносить благословение: «…создавший ароматные деревья».
8. Если маслу или воде с помощью благовоний придан аромат, то, если использовались ароматные деревья, произносится благословение: «…создавший ароматные деревья»; если же использовались ароматные травы — «…создавший ароматные травы». Если же использовались и деревья, и травы, произносится благословение: «…создавший разнообразные благовония». И также в любом случае на аромат, созданный смесью различных видов благовоний, произносится благословение: «…создавший разнообразные благовония»9.
Если благовония извлечены из масла или из воды, мудрецы сомневаются, нужно ли произносить на эти ароматные жидкости благословение, поскольку в них уже не осталось ароматной субстанции; поэтому нюхать их не следует10.
9. Если перед человеком лежат ароматные плоды, ароматные деревья, ароматные травы и благовония не растительного происхождения, следует произнести на каждый вид благовония подобающее ему благословение в следующем порядке: сначала — на ароматные плоды, потом — на деревья, потом — на травы, а потом — на другие виды благовоний10*.
10. На ароматическую жаровню, то есть угли, на которые сыплют благовония, чтобы поднимался ароматный дым, произносят благословение в момент, когда поднимается дым, но до того, как благословляющего достигает запах, как всякое благословение на удовольствие; однако не следует произносить благословение до того, как поднялся дым, поскольку нужно произнести благословение незадолго до реального получения удовольствия. Если благовония, которые сыплют на жаровню, являются деревом, произносят благословение: «…ароматные деревья», если травой — «…ароматные травы», а если другим видом благовоний — «…сотворивший различные благовония». И благословение произносится только в том случае, если жаровня разжигается только для приятного запаха; если же она устраивается для того, чтобы перебить неприятный запах, как делают, когда ставят ароматические жаровни рядом с мертвыми — на нее не произносится никакого благословения.
11. И также на всякую вещь, не предназначенную для наслаждения ее запахом, как благовония, сложенные в комнате для продажи11, или ароматическая жаровня, которой окуривают одежду, но не наслаждаются ароматом самого дыма, не произносят благословения, хотя бы человек и имел в виду получить удовольствие от их запаха12.
12. Если человек входит в магазин, где продают благовония, или в аптеку, намереваясь понюхать благовония13, он произносит благословение: «…создавший разнообразные благовония»14, поскольку благовония, находящиеся в магазине, предназначены для того, чтобы их нюхали: ведь хозяину магазина выгодно, чтобы люди нюхали их и покупали*.
Если человек входит и выходит несколько раз, то если, выйдя в первый раз, он собирался вернуться15, он не должен произносить благословения; но если он отвлекся от наслаждения запахом16, или если он вышел и провел снаружи много времени, или если он вошел в другой магазин17, он должен произносить благословение каждый раз.
13. На запах, не имеющий материального источника, как запах от окуренной дымом одежды, или запах, впитанный сосудом, в котором лежали благовония, или если человек щупает этроги или другие ароматные плоды, и на его руках или одежде остается запах — на этот запах не произносят благословения.
14. В главе 152, параграф 8, будет разъяснено, что запрещено наслаждаться благовониями женщины. А в главе 167, параграф 7, будет разъяснено, что запрещено вдыхать аромат, произведенный для поклонения идолам; и тем более запрещено произносить благословения на эти ароматы.
1 А по мнению МБ: «…Который наделил…».
2 То есть берет его в руки специально, чтобы понюхать. Но если он не взял его в руки, то, даже если он намеревается насладиться его ароматом, он не должен произносить благословения на запах.
3 Относительно благословений на розы см. МБ, глава 216, параграф 17.
4 Дополнительная информация по этому поводу приводится в «При Мегадим».
5 По мнению МБ, растения, стебель которых мягкий и сохраняется из года в год, называются «деревья».
6 В МБ не упоминается.
7 МБ выражается по-другому: «…поскольку оно производится в Земле Израиля».
8 В МБ не упомянуто, кроме гвоздики, благословение на которую, по его мнению — «…разнообразные благовония».
9 Если они связаны в пучок, лучше отщепить от него один вид, чтобы произнести на него соответствующее ему благословение.
10 А тот, кто не хочет добровольно запретить себе нюхать такие жидкости, имеет полное право понюхать их, произнеся благословение: «…создавший разнообразные благовония».
10* Если перед человеком лежат ароматное дерево и ароматные травы, то, если один запах он любит больше другого, пусть произнесет благословение вначале на него.
11 На складе. (В магазине — смотри следующий параграф). Если же человек берет их в руки, чтобы понюхать, должен произнести благословение.
12 Если он окуривает одежду, имея в виду также нюхать, произносит благословение.
13 И ясно из слов МБ, что произносит благословение, даже если не намеревался нюхать — если получил удовольствие.
14 Если же склянки с благовониями закрыты, произносить благословения не следует (в особенности если вошедший не имел намерения нюхать).
* Представляется, что к современным аптекам это не относится.
15 Немедленно
16 По мнению МБ, все время, пока человек находится в магазине, нельзя сказать, что он «отвлекся», поскольку он все время ощущает запах.
17 То есть, если он вошел в другой магазин благовоний, произносит благословение там.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.