Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Однажды адмор Цемех цедек из Любавичейזצק''ל זי''ע послал своего личного посланника рава Ицхака Айзика из Гомеля к рабби Исруэлю из Рижина זצק''ל זי''ע . Оба были лидерами своего поколения и занимались общественными делами. Как раз вопрос такого рода было поручено обсудить раву Ицхаку Айзику. Находясь в приёмной у Ребе, среди многих, ожидавших своей очереди, он обратил внимание на двоих. Один был талмид хахам, написавший книгу хидушим – своих открытий в Торе. Он ждал приёма, чтобы получить у Ребе аскаму – рекомендательное письмо и согласие на публикацию. У второго было точно такое же дело, но его рукопись была собранием историй о праведниках. Рав Ицхак Айзик увидел, что габай, наводивший порядок в очереди, явно по поручению Ребе, пропустил первым автора книги историй. Это вызвало у него удивление. В конце приёма раву Ицхаку Айзику было сказано, что он приглашён к Ребе на трапезу в честь Рош Хойдеш. Во время трапезы Рижинский цадик начал свою Тойру так: «Среди нас присутствует талмид хахам из Литвы, у которого есть незаданный вопрос: почему мы приняли вначале автора книги историй, пропустив его впереди автора хидушим Торы? Что я могу на это сказать? Это сложный вопрос. Ещё Раши начал с него свой комментарий на Тору: почему Тора начинается именно с Берейшис, а не с первой мицвы? Но дело в том, что есть основа, фундамент всех заповедей. Это вера -- стержень нашего мировоззрения, всей нашей жизни. И эту веру Торе важно донести до нас в первую очередь. Вот и мы в данном случае поступили так же». Действительно, первая Книга Торы, Берейшит, самая большая по объёму комментариев в Торе, содержит всего три мицвы: плодитесь и размножайтесь, заповедь обрезания и запрет употребления в пищу седалищного нерва «гид анеше». Всё остальное -- это истории о праведниках, которые учат нас и дают нам заряд веры и стремления к праведности. Это настолько важно Торе, что она говорит об этом в первую очередь, много и подробно, уделяет этому целую отдельную книгу, прежде чем открывать нам свои законы и принципы. Вторая Книга Торы, Шмот, которую мы начинаем, тоже построена по этому принципу. Первые мицвот в ней мы встретим лишь в третьей главе, «Бо», которой предшествует рассказ о зарождении нашего народа в Египте и о Десяти Казнях. Это основа основ еврейской веры, и, возвращаясь к этому из года в год, мы обращяемся к своим истокам, заново учась самому важному в нашей жизни – вере.
«Не приближайся сюда, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, святая земля». С этих слов начинается Откровение. Моше Рабейну становится пророком и слышит, как Всевышний говорит с ним. Б-г говорит Моше две вещи: не подходить к горящему и несгорающему кусту ещё ближе. И второе: даже на месте, на котором он стоит, не стоять просто так, а снять обувь. Почему порядок именно такой, на первый взгляд, было бы логичнее сначала велеть снять обувь? Ор Ахаим объясняет, что во всей Торе действует следующий принцип: к нарушению запрета Всевышний относится строже, чем к неисполнению повелительной мицвы. Так как нарушение любого запрета наносит урон человеческой душе, причиняет ей порчу. Невыполнение же повеления просто лишает человека блага, которое можно было бы приобрести с помощью этой заповеди. Поэтому в Торе мы не находим наказания за несоблюдение повелительных мицвот, все наказания связаны с нарушением запретов. У этого правила есть только два исключения: пасхальная жертва и обрезание. Начав разговаривать с Моше, Всевышний дает ему самую важную заповедь-запрет и только потом -- Своё первое повеление. Но почему Всевышний не обратился к Моше раньше, до того, как он ступил в обуви на освящённую землю? Очевидно, нужно сказать, что вся святость, вся особенность у этого места появилась только сейчас, когда Всевышний заговорил с Моше.
«И вот имена сынов Израиля, приходящих в Египет». Говорит «Меор эйнаим», что каждый еврей несёт в себе множество святых Имён Всевышнего. Голова – это Четырёхбуквенное Имя с огласовкой комец, мозг – это Четырёхбуквенное Имя с огласовкой патах, сердце – это Имя с огласовкой цейри, правая рука – Имя, огласованное сеголь, левая рука – Имя, огласованное шва, тело – Имя, огласованное хойлем, правая нога – Имя с огласовкой хирик, левая нога – Имя, огласованное кибуц, знак союза обрезания на теле – Имя, огласованное шурук, концовка, венец этого знака – это Имя без огласовки, так как оно принимает все существующие огласовки. Получается, что каждый еврей наполнен святыми Именами Всевышнего. Это имеет здесь в виду Тора, говоря «И вот имена сынов Израиля»: даже когда они «приходят в Египет», падают со своей ступени и попадают в глубину клипот, они полны святости, и с её помощью поднимутся оттуда и поднимут вместе с собой падшие души, которые они оттуда освободят.
Из рассказов о праведниках
В этом месяце, 25 Тевета, юрцайт рабби Мойше Цви из Саврани זצק''ל זי''ע. Ученик рабби Леви Ицхака из Бердичева זצק''ל זי''ע, он был одним из лидеров своего поколения, имел тысячи последователей-хасидов. Савране Рув как-то сказал, что может дать полный отчёт о том, как он прожил последние пятнадцать лет, у него есть точный и полный счет каждого прожитого мгновения за эти годы. Увидев на лице одного из слушателей, пожилого еврея, недоверие, Ребе спросил его, помнит ли он свою свадьбу. Старик ответил, что да. Какой рав делал хупу, друзья, гости, музыканты? На все вопросы еврей отвечал утвердительно. «Но как же можно всё это помнить, ведь это было давно?» - спросил Ребе. «Нет, уж свою свадьбу я очень хорошо помню», -- возразил старик. «А у меня, - сказал Ребе, - каждое мгновение жизни -- это новая свадьба ».
Дай нам Б-г так же прожить и нашу жизнь, ведь каждый день, каждое мгновение неповторимо, и нужно провести его высоте. В этом секрет успеха.
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава