Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Галут, рабство в Египте и Исход, Освобождение. Изучив, что Тора нам об этом сообщает, мы сможем лучше понять и наше положение -- то, что происходит с нами сегодня. Что такое галут? Определение этому понятию мы находим у Раши. Обычно недельная глава начинается с «параша птуха», иначе говоря, с абзаца Но недельная глава Ваехи, в Книге Берешит, начинается в середине строки, посреди сплошного текста, что называется «параша стума». Объясняя это необычное построение, Раши пишет: "Поскольку скончался наш отец Яков, закрылись глаза и сердца евреев от страданий, и начали их порабощать". Рабство, порабощение, галут – это внутреннее ощущение, состояние души человека, а не просто изменения в политике страны. Начало галуту положила именно кончина Якова, когда "закрылись глаза и сердца евреев", а изменения в Египте и новые указы против евреев это уже последствия. Во-вторых, здесь написано само определение галута – "закрылись глаза и сердца евреев". Галут – это тьма, тьма разума, сердца и воли. Человек, который чётко знает, для чего живёт, какие у него цели в жизни, что для этого нужно и как этого достичь, способен преодолеть любые трудности и страдания. Галут начинается тогда, когда внутри темно. Нет ясности видения, "закрылись глаза", нет ясности и в желаниях и устремлениях, в сердцах евреев. Всё смутно, неясно, запутанно и страшно. Когда нет ясной веры, сокрыт и цельный, гармоничный, мудрый мир Б-га. Его место занимает в сознании мир разбитый на множество осколков жизни, каждый из которых никак не связан с другим. В таком состоянии человек барахтается, стремится бежать, не зная куда, мечется из стороны в сторону. В его сердце нет спокойной уверенности и радости жизни. Вместо этого опустошённость, раздражение, цинизм и страх. Он переходит от одного осколка жизни к другому, находясь в рабстве у множества мелких божков, хозяев положения в каждой конкретной ситуации. Это состояние называется галутом. Физическое порабощение, рабство ещё не началось, только "начали их порабощать", египтяне превратили евреев в своих рабов с помощью нескольких хитрых уловок, которые стали применять, но галут уже начался. Мы видим, что проявлялся он у евреев в разной степени. Колено Леви, например, не было занято на рабских работах. Ясность видения у них была больше, а поэтому они не поддавались на уловки и были свободны. Как происходило Освобождение? С помощью Десяти Казней. Написано в книгах, что Десяти Казням в Египте соответствуют десять сфирот. Так поэтапно, шаг за шагом Б-г раскрывал в сознании евреев Своё присутствие, проливал свет на мир, в котором мы живём. Это происходило до тех пор, пока в ночь Казни первенцев не были сняты все завесы. Евреи увидели ясно и чётко, что живут в мире, где всё наполнено присутствием Всевышнего, они потянулись за своим Творцом и вышли на свободу.
Моше Рабейну пришёл в Египет, евреи поверили в его посланничество и в скорое освобождение. Он приходит к фараону и от имени Всевышнего требует отпустить наш народ. Фараон отказывается, и рабство становится ещё тяжелее. После этого Моше уходит из Египта. Наступает самый тяжёлый период рабства, через несколько месяцев по приказу Творца Моше возвращается и начинаются Десять Казней, начинается Освобождение. Рамбан и рабейну Бехаи пишут, что по этому сценарию будет развиваться и наше Освобождение. Избавитель покажется, а потом исчезнет. Наступят самые тяжёлые времена. Геула придёт неожиданно, когда её перестанут ждать, -- как тогда, в Египте.
Отцом Моше, Аарона и Мирьям был Амрам, а матерью -- Йохевет. Йохевет была дочерью Леви, то есть тётей Амрама. Почему Всевышний допустил, чтобы именно от такого брака, который впоследствии запрещён Торой, вышел Моше Рабейну, тот, через кого нам дарована Тора? "Меор вашемеш" объясняет следующее. По закону Торы можно жениться на племяннице, но брак с тётей запрещён. Связано это с тем, что во всех мирах есть начало дающее, мужское и начало принимающее, женское. Начало мужское, чтобы иметь возможность передать свою силу, должно стоять на уровень выше, чем начало женское, принимающее. Так же и в человеческих отношениях. Поэтому разрешён брак с дочерью сестры или брата, но запрещён с тётей, так как сторона дающая, мужская, должна принадлежать к более старшему поколению, которое находится на ступень выше. Так это во всех вещах, кроме Торы. Для того, чтобы удостоиться знания Торы, нужно быть готовым учиться у всех, в том числе у того, кто ниже тебя. Как говорит пасук в Теилим: "От всех учивших меня умудрялся я". Чтобы открыть нам этот принцип, Всевышний сделал так, что Моше, передавший нам Тору, произошёл именно от брака Амрама с тётей, которая была выше его по уровню.
"И говорил Б-г Моше, и сказал ему: "Я Г-сподь". Рабби Исруэль из Рижина זצק''ל זי''ע открывает нам в этой фразе два намёка. От Всевышнего никогда не исходят беды. А то, что мы видим в мире суды и несчастья, это из-за нас, стороны принимающей, которая к этому приводит. Поэтому: "И говорил Б-г" (Б-г – Эло-ким, Имя, символизирующее Суд), "Моше" – причина появления Суда именно человек. "И сказал ему: "Я – Г-сподь" (это Четырёхбуквенное Имя, которое символизирует Милосердие). Я, от Меня не исходит никакого несчастья, Я – это только Милосердие. Ещё намёк. Мы видим, что когда человек со своими несчастьями, спаси нас от этого Б-г, приходит к цадику, он просит помощи и спасения. Излив перед праведником душу, он этого удостаивается. Почему так происходит? Дело в том, что праведник, слыша о несчастьях другого еврея, начинает сам испытывать его боль и страдание. А поскольку цадик не заслуживает таких страданий, Б-г принимает его молитву и убирает эти страдания. Так к еврею приходит спасение. Поэтому "И говорил Б-г" – когда человек испытывает суд, он бежит к цадику поделиться с ним своей бедой. Это приводит к тому, что "и сказал ему: "Я – Г-сподь" – к человеку приходит милосердие для того, чтобы избавить праведника от этих страданий.
Из рассказов о праведниках
18 Тевета юрцайт рабби Цви Элимелеха из Динова, автора книги "Бней Исосхар" זצק''ל זי''ע. Его знаменитую молитву перед зажиганием Ханукальных Свечей я предлагал вашему вниманию в канун праздника. Рабби из Динова был родственником Ребе рабби Элимелеха זצק''ל זי''עи рабби Зуси זצק''ל זי''ע, его мать была их племянницей. Когда мальчик родился, спросили рабби Элимелеха, как его назвать. Тот сказал "Элимелех". Но родители побоялись так назвать ребёнка в силу ашкеназской традиции не давать детям имена живущих, чтоб им не навредить. Поэтому его назвали Цви Элимелех. Услышав об этом, рабби Элимелех сказал, что из Цви не может получиться Мейлех, но всё равно он вырастет большим человеком в Израиле. Рабби Цви Элимелех славился своим интеллектом и написал множество разнообразных книг, большая часть из которых к сожалению до нас не дошла. Писал он очень быстро, так что недоброжелатели поговаривали, что такое возможно только с помощью нечистой силы. Рабби Цви мог успешно делать одновременно несколько дел, например, принимать посетителей и писать. К новой мицве приступал, только изучив как следует всё, что о ней сказано в Хумаше, Талмуде, Мидраше, Шулхан Арухе, у Рамбама и других поским, а также в книгах Кабалы. Так же всеобъемлюща и его книга "Бней Исосхар". Это настоящая энциклопедия месяцев года. Каждому месяцу посвящены несколько маамарим исследований, включающих в себя "прогулку по Пардесу", то есть по всем четырём уровням Торы: пшат, ремез, драш и сод. Важнейшим делом своей жизни он считал воспитание еврейских детей в вере, чистоте и страхе перед Небесами. С этой целью поменял множество городов проживания. Дело в том, что обучать детей Торе было в то время многим не по карману. Находясь в городе, рабби Цви Элимелех пользовался своим авторитетом, чтобы учредить особую кассу помощи, куда местные богачи считали честью щедро жертвовать. Из этой кассы платили зарплату меламдим. Как только дело налаживалось и все дети учили Тору, он сразу покидал город, подыскивая новое вакантное место раввина, чтобы на новом месте начать всё сначала.
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава