Из цикла «На тему недельной главы», темы: Ваехи, Недельная глава, Яаков, Лев Кацин, Вера, Рав Исраэль Салантер
В чем секрет успеха евреев? — спросил меня как-то российский бизнесмен.
— Они умеют держать удар!
В чем секрет существования еврейского народа, который сумел пережить тысячелетия преследований и гонений?
— В неистребимой вере в будущее!..
— Почему люди отнюдь не всегда получают то, во что верят? — спросил однажды ученик рабби Исраэля Салантера, рабби Зеев-Вольфа Липкина (1810 — 1883), основоположника этического движения «Мусар».
— Не все, кто говорят, что верят, действительно верят.
Ученик не удовлетворился ответом учителя и предложил ему эксперимент.
— Ну поверьте в то, что вы неожиданно получите золотые часы, и убедитесь, что это не работает!
Спустя несколько минут в комнату вошел человек со словами:
— Я только что вернулся с ярмарки из Кенигсберга, — обратился он к реб Исраэлю. — Увидев там золотые часы, решил, что они будут прекрасным подарком для ребе…
Вы улыбнулись, прочитав эту историю? Посчитали ее наивной, не реалистичной, чудесной? Впрочем, не только рабби Исраэль Салантер, но и мудрецы Талмуда считали, что сокровенная суть Торы выражается словами пророка: «Праведник верой своей будет жить!» (Хабакук, 2:4). То есть праведник удостаивается того, что его вера реализуется в жизни!..
Наша недельная глава называется «закрытой», потому что начинается с той же строки, которой завершается предыдущая, и даже интервал в девять букв не отделяет ее от предыдущей.
— Почему же наша глава «закрытая»? — спрашивает Раши, открывая нам духовный смысл названия.
— Потому что вскоре после смерти Яакова «закрылись» глаза и сердца евреев из-за страданий в рабстве. Другое объяснение: эта глава «закрытая», потому что Яаков пожелал раскрыть своим сыновьям время конца страданиям, но это было «закрыто» от него.
Эти два ответа Раши не противоречат, а дополняют друг друга. В соответствии с первым ответом, наша глава «закрытая», потому что знаменует начало египетского рабства. А в соответствии со вторым, Яаков потерял пророческий дар, решив раскрыть сыновьям тайну конца египетского рабства.
Но почему в начале изгнания Яаков решил говорить об избавлении? Яаков открыл сыновьям секрет: тьму можно преодолеть лишь верой в свет, а изгнание — верой в избавление!
«Не бойся спуститься в Египет, — обратился Всевышний к Яакову. — Я сойду с тобой… и Йосеф закроет твои глаза!» (Берешит, 46:1—4).
«Это не только обещание Яакову, что когда он умрет, то его любимый сын, исчезновение которого он оплакивал двадцать два года, закроет ему глаза. Это также обращение ко всем потомкам Яакова никогда не отчаиваться! — писал Хофец Хаим. — Если человек теряет надежду и силы из-за тяжести страданий, то пусть вспомнит о чудесном освобождении Йосефа из тюрьмы и его возвышении в Египте, и пусть сердце его наполнится верой в разрешение стоящих перед ним проблем!»
«И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет» (Берешит, 47:28), — так начинается наша глава. Яаков преодолел четыре испытания в своей жизни: ненависть Эйсава, обман Лавана, плен Дины и продажу Йосефа. Эти четыре испытания Яакова являются пророческими символами четырех изгнаний, которые придется преодолеть его потомкам: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Последние семнадцать лет жизни Яакова — это пророческий символ грядущего триумфа добра над злом и прихода Машиаха. Дело в том, что число «17» является суммой цифрового значения букв слова «ТОВ» — «хорошо» (Т-9, О — 6, В — 2). Этим Тора намекает, что не только Яаков, но и его потомки преодолеют испытания изгнания, страдания, и в конце концов все будет хорошо!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.