Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Пример, как надо читать Тору и какие вопросы надо при этом задавать, находим в книге «Бейт Алеви» рава Йосефа Дова Соловейчика. Краткая справка: раввин из Бриска, раби Йосеф Довер Алеви Соловейчик, 1820-1892, один из крупнейших и авторитетнейших учителей русского еврейства, руководил самой известной ешивой той поры — Воложинской, преподавал в Минске, Слуцке, Варшаве и Бриске (Бресте).

Итак, читаем Тору. Написано, что Яаков по совету Ривки, своей матери, переоделся в одежды Эсава, прикрыл свои гладкие руки овечьими шкурами и вошел в шатер к отцу, к Ицхаку. Ицхак только что отослал Эсава в поле, чтобы тот наловил и принес ему дичи, а за это он получит благословение отца. Все знакомы с этим эпизодом. Все знают, что Яаков обманом получил браху, предназначенную Эсаву, в результате чего еврейский народ произошел от Яакова, а не от Эсава, окончательно отстраненного от наследия Авраама и Ицхака.

Очень непростая, странная история. Прочтите еще раз 27-ю главу книги Берешит. Когда Яаков входит к отцу, тот произносит удивительные слова. Он слеп, почти ничего не видит. Приходит некто, называется его сыном. По голосу — Яаков. Но Ицхак просит подойти его поближе, ощупывает руки и убеждается, что перед ним Эсав. Читаем (стихи 22 и 23): «Сказал (Ицхак): “Голос — голос Яакова, но руки — руки Эсава”, и не узнал его, ибо руки у него были как руки Эсава, его брата, — волосатые; и благословил его».

Произнесена фраза, полная сомнений. Почему же в конце концов решил благословить? Что убедило в том, что перед ним Эсав? Руки Эсава, а голос Яакова. Чему надо больше верить — рукам или голосу?

Вернемся к началу истории. Ривка посылает своего любимца, Яакова, получить браху от отца, притворившись Эсавом. Яаков возражает: а если отец ощупает меня? Он же сразу поймет по моей гладкой коже, что перед ним не Эсав!

Обращаем внимание, что умный Яаков не боится, что его узнают по голосу. Может, у них одинаковые голоса? Нет, ведь Ицхак скажет свою фразу: «голос — голос Яакова…» Значит, голоса у них разные. Почему Яаков не опасается быть разоблаченным как только откроет рот?

Объяснение только одно: не боится, потому что с легкостью может подражать голосу Эсава, — как впрочем и Эсав, который умеет имитировать голос брата. Поэтому опасаться надо лишь непохожести телесной, той, что обнаруживается наощупь. Ривка находит самое простое решение: берем овечьи шкурки и покрываем ими руки.

Но неужели Эсав был настолько простодушен, что не подозревал возможности заговора со стороны Ривки, которая не скрывала своей любви к Яакову и верила, что только от него произойдет еврейский народ? Представьте себе, Эсав допускал, что сюжет может развиваться отнюдь не в его пользу. Поэтому, как только он узнал, что отец готов дать ему долгожданное благословение, он предупредил его о своих опасениях: дескать, скорее всего Яаков, наученный матерью, предпримет попытку получить причитающуюся ему, Эсаву, браху. Как этого избежать? Очень просто, — говорит Эсав, — надо договориться о «симаним», условных знаках, которые, как пароль, помогут вскрыть обман. — Какие симаним? — Когда я приду, я заговорю голосом Яакова, — предлагает отцу Эсав, — потому что Яаков, я в этом уверен, заговорит, придя к тебе, моим голосом, чтобы сбить тебя с толку. Чтобы ты не ошибся, я буду подражать его голосу, со всеми его любимыми словечками, с его вежливостью, с упоминанием имени Всевышнего. А ты можешь проверить — ощупай мои руки и убедись, что перед тобой именно я. Тогда и благословляй.

Так он договорился с отцом. Но Яаков рассчитал на ход дальше. Он пришел — и заговорил своим голосом. Ицхак подозвал его и пощупал руки. После чего сказал, обнаружив, что все условия соблюдены: и голос — голос Яакова, и руки — руки Эсава. Это не было восклицанием-недоумением, он констатировал факт — все как договорились. Написано: «И не узнал его (Яакова) отец, ибо руки у того были как у Эсава — волосатые».

Кстати, посмотрите на арамейский перевод, сделанный Онкелосом. Фраза Ицхака, сказанная неудачнику Эсаву (стих 35) — «Пришел твой брат с обманом и взял твое благословение», — переведена по-другому: «Пришел твой брат с мудростью». Яаков не обманул, он взял то, что ему причиталось. Причем своего голоса вообще не менял, пришел честно и говорил так, как всегда разговаривал с отцом.

К чему ближе хитрость — к мудрости или к обману?..

Так объясняет эпизод автор «Бейт Алеви». На вопрос, почему Эсав вообще захотел взять от отца благословение, предназначенное евреям, можно сказать только одно: да, Эсав отлично знал, что браха ему не полагается. Ривка, его мать, праведница и пророчица, сделает все, чтобы она не досталась Эсаву, охотнику дичи, любителю материальных прелестей жизни. Но попытаться-то можно!

В свое время так поступил Билам, которому Всевышний запретил идти проклинать евреев. Билам сделал все, чтобы обойти запрет; уже и ослица не могла пройти по узкой дороге, которую загородил ангел, а он все понукал ее. Что им двигало? Простая мысль: если Всевышний не дает пути, но оставляет открытой маленькую щель, — лезь в щель, протиснись между ангелом и забором! Чтобы потом не было мучительно больно за неиспользованные возможности.

У евреев по-другому: если Всевышний запрещает, значит нельзя! Надо исправлять себя, надо искать правильные пути. Но не пытайся проникнуть туда, где весит заградительный знак Торы.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше