Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Ноах, Потоп, Добрые дела, Лев Кацин, Заслуги
Как сократить расходы? Сегодня многие задают себе этот вопрос, ибо падение американского рынка недвижимости привело к международному финансовому кризису. Как выжить в эти тяжелые времена экономического спада? Компании сворачивают неприбыльные проекты, увольняют сотрудников. Не будучи уверенными в завтрашнем дне, люди пытаются уменьшить затраты, отказываясь от запланированных покупок. С чего начать сокращение семейных расходов, с шикарных автомобилей, дорогих ювелирных изделий или с тех средств, которые выделяются на помощь нуждающимся?
— Как раз в это тяжелое время не прекращайте помогать бедным! — призывал недавно рав Авраам Шор в своей синагоге в Бруклине. Небеса относятся к человеку так, как он относится к окружающим людям. И если мы хотим удостоиться милосердия Небес, то в первую очередь должны проявлять милосердие к людям. И если мы хотим удостоиться защиты Небес, то должны защищать нуждающихся…
… Всевышний приказал Ною строить ковчег и спас его от потопа.
Но значит ли это, что ковчег строился во имя спасения Ноя? «Конечно», — ответит неискушенный читатель. Хочется, чтобы мы задумались над смыслом строительства ковчега, который каждый из нас, подобно Ною, строит в своей жизни, защищая себя и своих близких от разрушающих вод окружающего мира.
— У Всевышнего много путей для спасения, зачем же было утруждать Ноя сооружением ковчега? — спрашивает Раши, приводя слова мудрецов Талмуда. — Чтобы люди того поколения видели, как он сооружает ковчег на протяжении ста двадцати лет, и спросили его: «Зачем ты это делаешь?» Ной же ответил, что Всевышний пошлет потоп в наказание за грехи, надеясь, что люди раскаются.
Согласно комментарию мудрецов, смысл строительства ковчега состоял не в спасении Ноя, его можно было спасти и другим, более экономным, с точки зрения затрат времени, способом. Строительство ковчега явилось предупреждением грешникам о приближающемся наказании и призывом к раскаянию.
— Ной был спасен в заслугу за то, что кормил в ковчеге людей и животных! — рав Деслер приводит в своей книге «Михтав миЭлиягу» слова книги «Зогар». Но почему не хватало праведному Ною собственных заслуг для спасения?
Ной был праведником, который не творил зла, не грабил, подобно людям того поколения. Однако может ли тот, кто лишь не творит зла, называться хорошим человеком? Согласитесь, что правильнее было бы назвать его неплохим человеком.
Для того, чтобы заслужить спасение, Ной должен был не только «уйти от зла», но и «творить добро». Если люди его поколения творили зло, то ему нужно было не только подавить в себе это зло, но и наполнить свое сердце добром. Они ненавидели и грабили, а Ной в ковчеге должен был научиться любить и отдавать! Не деревянный ковчег спасал Ноя от гибели, а его добрые дела! Об этом следует помнить каждый раз, когда кто-то обращается к нам с просьбой об одолжении. Если человек, забывая о себе, бескорыстно оказывает поддержку людям, то этим он заслуживает поддержки Небес.
Как трудно окруженному злом не поддаться влиянию, преодолеть соблазн внутри себя. И если русская пословица гласит «С волками жить — по-волчьи выть», то Талмуд утверждает: «Даже там, где нет достойных людей, постарайся быть Человеком!»
Величие Ноя заключалось в том, что он был единственным человеком своего поколения, который сумел преодолеть в себе зло. В награду за это ему и был дан ковчег, в котором он творил добро, и этим заслужил спасение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»