Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Дурное начало, Смысл жизни, Раскаяние, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Жизнь, Мусар, Притчи
Говорит Тора в главе «Ваэтханан…»: «И соблюдай заповеди (…), которые Я заповедал тебе сегодня, чтобы выполнять их». Кажется, этими словами наша святая Тора указывает человеку: пусть всегда он считает, что жить ему осталось всего лишь один день. Тогда, несомненно, поторопится он исправить все, что еще можно исправить. Особенно это важно в старости, когда человек видит, что сил у него становится все меньше. Тогда он должен всеми силами противиться злому началу, ибо пришло время позаботиться о том, что он возьмет с собой в вечное пристанище. Но дело в том, что в этом мире с нами происходит по слову Писания: «Пожрали чужие силу его, а он не знал; уже седина появилась у него, а он не знал!» Все возможности, все силы, которыми располагает человек и которые в состоянии использовать для того, чтобы за свою жизнь успеть сделать что-то для души своей, все эти силы потихоньку съедают «чужие», то есть слуги его злого начала: страсть, жадность и гнев. Человек даже не задумывается, как же вышло, что все его годы оказались растраченными впустую? Но как пьяный не в состоянии задуматься о своем будущем, так и мы думаем только о сиюминутных хлопотах, которыми постоянно занимает нас наше злое начало.
Вот она, притча о том, как частенько ведут себя иноверцы. Для нас есть в ней что-то важное: мы сможем узнать из нее, как обманывает нас наше злое начало. Гуляка посреди ночи вваливается с подвыпившими товарищами в трактир, а в руке его — полный кошель медных монет, примерно на три рубля. Он проходит по залу, горланя песни и крича, что у него полно денег, подходит к хозяину и заказывает на два рубля водки. Пока они с приятелями пьют ее, он все хохочет и хвастает, не замечая, что кошелек уже пуст больше чем наполовину. Снова и снова он заказывает выпивку, кошель уже почти пуст, а он все похваляется: «Я нынче при деньгах!» В конце концов под утро у него остается всего лишь несколько медяков. Он, не замечая этого, все так же смеется и хвастает. Всякий, кто видит этого мужика, думает, что он повредился в уме.
А ведь мы из-за многих грехов наших так же ведем себя. Двадцатилетний юноша радуется своей молодости и все повторяет про себя: «Я еще не стар, у меня впереди еще много лет!» Эта мысль укореняется в его сердце и не покидает его ни в двадцать пять лет, ни в тридцать. Кошелек его лет уже наполовину пуст, но злое начало по-прежнему полно сил и не позволяет задуматься о том, каков же будет конец. Бывшему юноше исполняется сорок лет, затем пятьдесят и шестьдесят; волосы его поседели, и он и сам видит, что уже не тот. Тут-то и задуматься бы ему о том, что вот еще чуть-чуть — и приведут его к Престолу славы Вс-вышнего держать отчет! А что же он? Совсем как тот мужик из притчи: хотя у него осталось в кошельке лишь несколько копеек, по-прежнему бахвалится и распевает. Сколько раз мы видели стариков, которые совершенно не задумываются о своем возрасте, а, наоборот, стараются забыть о нем. Писание говорит о них в нескольких словах: «И уже седина появилась у него, а он не знал».
Размышляя обо всем этом, мы убедимся, как невероятно сильно злое начало. Ведь даже если человек своими глазами видит, что силы оставляют его, что солнце его склонилось к вечеру, — даже и тогда злое начало способно заставить его не обращать на это внимания и забывать об этом. Кажется, что не с ним это происходит! Мудрецы Талмуда подразумевали это, когда сказали: «Пусть человек продолжает молиться, пока не положат последний ком земли на его могилу!» Иначе говоря: если у человека осталось хоть немного сил, злое начало не оставит его в покое.
А знаете, что всего удивительнее? Тот, кто со стороны смотрит на завсегдатая трактира, выхваляющегося пустым кошельком, прекрасно понимает — перед ним пьяница и глупец. А когда мы видим пожилого человека, погруженного днем и ночью в мирскую суету, — почему же не приходит нам в голову ничего такого? Совершенно ясно, что ничего про это не скажешь, кроме как: «Все мы, как овцы, заблудились из-за грехов наших».
Торат гa-Баит, 14
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»