Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Тшува, Месяц Элуль, Исправление качеств, Реувен Пятигорский
Весь месяц элуль и накануне Рош-Ашана, дня, когда вершится Суд над всеми людьми, и особенно накануне Йом-Кипура, великого Дня Искупления, — все это время евреи заняты «тшувой», исправлением своих дел, «улучшением» самих себя. Но что понимается под словом «исправление» (по-русски еще говорят раскаяние)?
Еврейское слово «тшува» образовано от корня со значением «вернуться». Как сказал пророк: «Шува — Вернись, Израиль (т.е. еврейский народ), к своему Всевышнему». Обратите внимание, не иди, а вернись, как будто ты там уже был. Когда был? В момент получения Торы. А каким еврейский народ был на Синае, когда получал Тору? Народом-праведником. Значит, чтобы вернуться к Всевышнему, надо снова вернуться к праведности. Другими словами, исправление подразумевает некое двойное действие: возврат человека к самому себе, к тому, каким он должен был быть, ибо для этого сотворен, — и возврат к своему Источнику, к Тому, Кто его сотворил. Здесь усматривается параллель двойной природе человека, который создан одновременно из материала духовного (душа) и материала земного (тело).
Тысячи крепких нитей связывают человека со всеми его поступками. А уж если говорить о проступках, о грехе, то надо ввести образ не нитей, а крепких канатов. Исправиться — значит переделать собственную природу, возможно ли это? И еще, как можно вообще что-нибудь исправить в том, что уже совершено? Сделано — сделано, прошлого не вернешь, т.е. на первый взгляд, никакого полноценного возвращения к первоначальному состоянию мира и собственной души быть не может! Поэтому непонятно, как можно с человека снять наказание за уже совершенный проступок, даже если он раскаивается в нем. Но тогда к чему призывает пророк и в чем заключается «тшува»?
Если обратиться к высказываниям мудрецов, то картина еще более усложнится. Мало того, что мудрецы прямо заявляют: полное возвращение возможно! — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды, — они еще утверждают, что все плохое, совершенное человеком, который затем «вернулся» от своего греха, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс. Другими словами, если некто, стоя перед выбором — поступать по Торе или против Торы, решает идти плохим путем — против Торы, затем совершает свое нехорошее дело, а потом искренне раскаивается, — то отныне мир будет вести себя так, будто наш человек на той трагической для него развилке выбрал правильный путь. Прямое воздействие настоящего на прошлое!
«Тшува» — это и в самом деле исправление самого себя, своих качеств, которые изначально были даны нам Всевышним, чтобы мы шли путями Торы. Он их нам дал, а мы ими распоряжаемся — по своему усмотрению. Так устроен мир. Сказано: «Все в руках Всевышнего, кроме страха перед Ним». Т.е. Он передал в наши руки выбор — какими быть в моральном смысле: быть праведниками или злодеями, соблюдать Его заповеди или не соблюдать. Однако средства для осуществления выбора мы получили от Него в готовом виде: качества души, разум, способности, темперамент и многое другое. Но не желание находиться на том или ином моральном уровне.
Качества — от Него, применение качеств — от нас. Получается, что нет плохих качеств, есть плохое их применение. Например, что может быть хуже гнева, о котором мудрецы сказали, что он «выводит» человека из мира? Для чего он нам дан? Для того, чтобы человек умел с отвращением относиться ко всем препонам, мешающим воцарению на земле правды и справедливости. Но как только то же качество обращается против других людей, сразу же совершается поступок, противный правде и справедливости. Еще пример — стяжательство. Что может быть более отталкивающим для окружающих? Но по своей изначальной природе это — умение человека собирать в себе положительные свойства для праведного существования. И только реализуясь в обществе, где главной ценностью является не праведность, а материальное благополучие, оно превращается в свое отрицание. Было достоинством, стало пороком. То же самое можно сказать о зависти, тщеславии и т.п.
Когда человек совершает «тшуву», он объявляет о своей готовности те самые качества, которые ранее применял в извращенном виде, впредь использовать по назначению. Ведь для этого он и создан! Еще один важный момент: переделывая себя, человек совершает большую работу, по объему много большую той, что надо было совершить, идя правильным путем. Говоря языком притчи: можно не послушать людей и поехать через болото, но вытаскивать увязшую телегу будет и дольше, и хлопотней. Но так или иначе, награда — по труду. Это очень важный принцип. Награждая за благие дела, Тора учитывает не результат, а усилия. Поэтому плохое в прошлом за спиной исправившегося человека переворачивается в хорошее. Правда, для этого ему надо «убрать» все последствия своих дурных поступков.
Итак, возвращение возможно. Но оно необычайно трудно. Об этом сказали мудрецы, когда оценили уровень исправившегося человека намного выше того уровня, на котором стоит никогда не грешивший праведник.
Впрочем, в некоторых случаях есть объективные причины, не позволяющие грешнику считаться исправившимся до конца. Своими поступками он повлиял на других людей, подтолкнув кого-то к греху. Теперь грех можно считать «перевернувшимся» в праведность, только если будет убрано все его плохое влияние. С развратниками и убийцами дела обстоят совсем плохо: умершего не вернешь к жизни…
Способность к исправлению подразумевает наличие большой внутренней культуры в человеке. Захотеть воздействовать на будущее путем исправления своего прошлого может лишь тот, кто задумывается о будущем, а не живет исключительно моментом настоящего. В противном случае, все, что его в этом будущем ждет, — это сожаление о прошлом, промелькнувшем без следа. Кто жил неправильно, тот как бы и не жил вовсе.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»