Темы: Награда и наказание, Недельная глава, Земля Израиля, Ки таво, Проклятие, Добро и Зло, Ури Калюжный
Есть вещи, которые делают один раз и забывают, a есть вещи, которые делают один раз, и результат этого действия остается актуальным навсегда. Так-как Тора вечна, то и все заповеди ее вечны. Так что то, что некое действие было заповедано выполнить только один раз, не умаляет его значимости — наоборот, это значит, что это действие настолько сильно, что одного раза хватило на всю историю, включая и нас с вами.
Недалеко от границы Израиля стоят рядом две горы — Гризим и Эйваль. В недельной главе Ки-Таво, Всевышний заповедовал (Дварим 27:1), чтобы сразу-же после того как еврейский народ вступит в Землю Израиля, на одной из них, назовем ее пока Х, должны быть водружены камни, на которых записана вся Тора, построен жертвенник, принесены жертвоприношения и устроен гигантский пир — праздненство преисполненное «радости перед Всевышним».
Смысл этого действия понятен — произошло ведь великое событие: народ Израиля зашел в землю Израиля, где они наконец могли жить по Торе в полной мере — то-есть воплотить союз, по которому Всевышний, в частности, обязался, что если мы будем соблюдать заповеди, то Он нас одарит добром, заботой о изобилием.
Чтобы сделать этот союз более очевидным, Всевышний также сказал разделить народ на две части, одним подняться на гору Гризим, другим — на гору Эйваль. Священнослужители (коэны и левиты) стоя между этими горами сначала поворачивались (см. тракта Сота 32а) к горе Гризим и говорили: «Благословлен будет тот, кто не будет делать идолов — ваяных и литых», и весь народ отвечал «Амен». Потом они поворачивались в сторону горы Эйваль и говорили: «Проклят будет тот, кто будет делать идолов — ваяных и литых», и весь народ снова отвечал «Амен». Так повторялось довольно много раз, как можно увидеть в тексте Торы: в сторону горы Гризим — благословления за выполнение заветов Торы, в сторону горы Эйваль — проклятия за ее нарушение.
Внимание, теперь вопрос: на какой из этих двух гор должны были евреи совершить вышеупомянутый радостный пир? Ответ, как явно сказано в Торе — на горе Эйваль! «Как же?» — спросите вы, — «радоваться ведь нужно благословениям а не проклятиям?»
Это очень серьезный вопрос, но пока ограничимся следующим, коротким и не очень полным объяснением: Всевышний хотел показать нам, что запреты и наказания в Торе — для нашего же блага. Конечно, Б-жественное добро попадает в наш мир через соблюдение заповедей, а не через наказание за их нарушение. Однако наказание также необходимо, как субъективно, так и объективно — подобно тому как и надпись «Не залезай — убьет» на высоковольтном столбе призвана как испугать, так и показать наличие высокого напряжения. Так же и заповеди Торы — если бы не было наказания за их нарушение, то, во-первых, люди с большей легкостью бы их нарушали, но главное — это показывало бы, что они не так уж важны и необходимы.
Теперь же мы видим, что если евреи не будут соблюдать заповеди Торы то вместо света и благословления в мире воцарится проклятие и беспорядок. Это показывает нам важность нашей миссии и по-сути радует. Поэтому и был устроен именно на горе Эйваль праздник в честь Торы, Израиля и Всевышнего.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.