Темы: Награда и наказание, Недельная глава, Земля Израиля, Ки таво, Проклятие, Добро и Зло, Ури Калюжный
Есть вещи, которые делают один раз и забывают, a есть вещи, которые делают один раз, и результат этого действия остается актуальным навсегда. Так-как Тора вечна, то и все заповеди ее вечны. Так что то, что некое действие было заповедано выполнить только один раз, не умаляет его значимости — наоборот, это значит, что это действие настолько сильно, что одного раза хватило на всю историю, включая и нас с вами.
Недалеко от границы Израиля стоят рядом две горы — Гризим и Эйваль. В недельной главе Ки-Таво, Всевышний заповедовал (Дварим 27:1), чтобы сразу-же после того как еврейский народ вступит в Землю Израиля, на одной из них, назовем ее пока Х, должны быть водружены камни, на которых записана вся Тора, построен жертвенник, принесены жертвоприношения и устроен гигантский пир — праздненство преисполненное «радости перед Всевышним».
Смысл этого действия понятен — произошло ведь великое событие: народ Израиля зашел в землю Израиля, где они наконец могли жить по Торе в полной мере — то-есть воплотить союз, по которому Всевышний, в частности, обязался, что если мы будем соблюдать заповеди, то Он нас одарит добром, заботой о изобилием.
Чтобы сделать этот союз более очевидным, Всевышний также сказал разделить народ на две части, одним подняться на гору Гризим, другим — на гору Эйваль. Священнослужители (коэны и левиты) стоя между этими горами сначала поворачивались (см. тракта Сота 32а) к горе Гризим и говорили: «Благословлен будет тот, кто не будет делать идолов — ваяных и литых», и весь народ отвечал «Амен». Потом они поворачивались в сторону горы Эйваль и говорили: «Проклят будет тот, кто будет делать идолов — ваяных и литых», и весь народ снова отвечал «Амен». Так повторялось довольно много раз, как можно увидеть в тексте Торы: в сторону горы Гризим — благословления за выполнение заветов Торы, в сторону горы Эйваль — проклятия за ее нарушение.
Внимание, теперь вопрос: на какой из этих двух гор должны были евреи совершить вышеупомянутый радостный пир? Ответ, как явно сказано в Торе — на горе Эйваль! «Как же?» — спросите вы, — «радоваться ведь нужно благословениям а не проклятиям?»
Это очень серьезный вопрос, но пока ограничимся следующим, коротким и не очень полным объяснением: Всевышний хотел показать нам, что запреты и наказания в Торе — для нашего же блага. Конечно, Б-жественное добро попадает в наш мир через соблюдение заповедей, а не через наказание за их нарушение. Однако наказание также необходимо, как субъективно, так и объективно — подобно тому как и надпись «Не залезай — убьет» на высоковольтном столбе призвана как испугать, так и показать наличие высокого напряжения. Так же и заповеди Торы — если бы не было наказания за их нарушение, то, во-первых, люди с большей легкостью бы их нарушали, но главное — это показывало бы, что они не так уж важны и необходимы.
Теперь же мы видим, что если евреи не будут соблюдать заповеди Торы то вместо света и благословления в мире воцарится проклятие и беспорядок. Это показывает нам важность нашей миссии и по-сути радует. Поэтому и был устроен именно на горе Эйваль праздник в честь Торы, Израиля и Всевышнего.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия