Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Воспитание детей, Ки теце, Критика, Самооценка, Лев Кацин
Почему мы так скупы на похвалу? Неужели из-за опасения перехвалить наших детей и друзей? Хотя многие почему-то совсем не боятся критиковать, обрушивая на головы близких свой гнев…
«Критика и самокритика — движущие силы советского общества!» — прочитал я на стене какой-то обшарпанной конторы и улыбнулся. Попытка создания «гомосоветикуса», унижая и критикуя его, провалилась вместе со строительством коммунизма. Однако разрушительное влияние тоталитарной системы на души людей не исчезло бесследно. Ведь нас учили, что человек — это винтик, щепка, а когда «лес рубят — щепки летят»…
— Детям иммигрантов из России совсем непросто, — как-то поделилась со мной социальный работник, обладающая многолетним опытом работы с иммигрантской общиной. — Родители всегда не довольны достижениями своих детей. Если дети приносят из школы хорошую оценку — «восемьдесят», родители их не хвалят, выражая свое недовольство, — почему не отлично — «девяносто». Но даже если ребенок получил девяносто девять баллов, родители считают своей обязанностью спросить: а почему не «сто». Дети понимают, что все равно не добьются родительской похвалы. Так зачем же стараться? Некоторые вообще перестают учиться, утверждая, что результат все равно один и тот же.
Неужели мы действительно боимся произнести доброе слово, чтобы не перехвалить? Впрочем, если чего и следует опасаться, то это разрушительной силы критики.
Критика — мощное оружие, которое может использовать по назначению лишь деликатный человек. В противном случае грубые слова могут унизить человека в его собственных глазах. К сожалению, часто используемый ярлык «ты — лентяй» (как и любой другой) не только не помогает, не подталкивает к учебе, а обладая гипнотической силой, заставляет ребенка, не дай Б-г, поверить в то, что он действительно лентяй и бездельник. Слова формируют самооценку в детях, которые зачастую оправдывают оказанное доверие. Потому так важно, критикуя или хваля, проявлять уважение к человеку, чтобы научить его уважать себя!
Духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» рав Меир Хадаш учил нас, что, критикуя людей, нельзя унижать их, загонять в угол, требуя признания вины, а оставлять возможность сохранить свое человеческое достоинство. Рав Меир был учеником великого педагога Алтера из «Слободки», рава Носона Цви Финкеля, построившего иешиву на идее величия человека — «гадлут ха-адам». Реб Алтер оказывал огромное уважение своим ученикам, помогая им открыть величие своей души. Удивительно, что из маленькой иешивы в Литве вышло много действительно великих людей, которые стали духовными лидерами следующего поколения. Достаточно вспомнить раввинов, сформировавших духовный облик американского еврейства: рава Котляра, возглавившего иешиву «Лейквуд», рава Каменецкого — иешиву «Тора ваДаат», рава Гутнера — иешиву «Хаим Берлин», рава Рудермана — иешиву «Нер Исраэль»…
Тора указывает нам всегда помнить о том наказании, которое постигло сестру Моисея Мирьям. В беседе с Аароном она позволила себе критиковать своего великого брата, говоря, что «и с нами говорил Всевышний», почему же он не уделяет должного внимания своей семье?
Мирьям любила Моисея, который был скромнейшим из людей и наверняка не обижался на ее слова, обращенные к добрейшему Аарону. Но все равно Мирьям была наказана за свои слова. Тем более мы, далекие от праведности Моисея, Аарона и Мирьям, должны быть осторожны в словах, писал Хофец Хаим. Потому Тора обязывает нас: «Помни, что сделал Всевышний Мирьям» (Дварим, 24:8).
Но в чем заключается урок, который мы должны извлечь из этой истории?
… Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого, нанести ему удар словом, объясняют мудрецы.
Мирьям осудила, потому сама была осуждена на небесах, объясняет рав Ицхак Гутнер…
Более того, Мирьям не сумела осознать величия своего брата, о котором сказано, что «никогда не будет пророка, подобного Моисею». Следовательно, наказуема не только критика, но и неспособность человека видеть достоинства в других!..
Если был найден убитый, то старейшины из ближайшего города, должны были прийти на это место и произнести: «Наши руки не пролили этой крови» (Дварим, 21:8).
«Но кто мог подумать, что старейшины пролили кровь? — спрашивает Раши, приводя слова мудрецов Талмуда (Сота, 45). — Однако слова старейшин следует понимать так: “Мы не видели его и не отказали ему в пище, и не проводили его”.»
Следовательно, если бы путник пришел в город и его встретили там негостеприимно, не поддержав пищей и не проводив, то жители города считались бы виновными в убийстве, ибо старейшины не могли бы уже сказать: «Наши руки не пролили этой крови». Но ведь они не убивали его. В чем же их вина?
Уважение необходимо каждому как воздух! Оно дает человеку силы и энергию. Если бы жители города проявили должное уважение к путнику, то, возможно, у него хватило бы сил защитить себя от разбойника. Те, кто негостеприимно приняли его, лишили путника сил, став соучастниками убийства.
Не бойтесь говорить о достоинствах человека, — учил выпускник «Слободки» бруклинский раввин рав Авигдор Миллер. — Ставьте человека на пьедестал!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»