Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы

«И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею, и всеми силами твоими» (6:5)

Всеми силами твоими: всем твоим имуществом (Раши).

Рассказывал рав Мордехай Элияу:

Много лет назад, когда финансовое положение ешивы резко ухудшилось, рав Йеуда Цадка вынужден был поехать заграницу, чтобы собрать деньги для ешивы. Рав гостил в доме у р. Салмана Сасона, и оба вместе ходили по домам богатых евреев для сбора денег. В один из дней оба пришли в магазин одного богатого еврея, жертвовавшего много денег на благотворительность. На входе в магазин висело объявление, на котором написано несколько слов по-английски. Спросил р. Йеуда, что написано на объявлении, и ему ответили, что магазин открыт 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Услышав это, рав побледнел и попятился назад.

Хозяин магазина, относившийся с почётом и уважением к раву, обратил внимание на поведение рава, но не мог объяснить его. Тут же спросил хозяин магазина у р. Сасона, почему р. Йеуда вышел из магазина, не взяв денег. Р. Сасон спросил у р. Йеуды, в чём дело. Сказал р. Йеуда, что не заинтересован получить деньги, предназначенные на изучение Торы, из рук человека, предающего Тору и её заповеди. Хозяин магазина понял, что рав прав. Он начал объяснять раву, что, закрыв магазин в шабат, понесёт огромный убыток, на что рав ответил: «Из-за убытков никто не вправе преступать ни одной заповеди Торы».

Услышав это, сдался хозяин магазина и пообещал впредь не открывать магазин в шабат. Только после этого согласился рав принять пожертвованные деньги.

«Г-спода, Б-га твоего, бойся» (6:13)

Объяснил это раби Элияу Мани, рав Хеврона: чем больше постигнешь ты величие Творца, тем больше будешь ты бояться его.

На что это похоже? Все жители страны боятся царя, но не настолько, как жители столицы. Те, в свою очередь, боятся его меньше, чем служители царского дворца, видящие царя каждый день и ощущающие всю силу его власти. Как сказано: «А вокруг Него — неистовство» (Теилим 50:3). Молнии пугают человека, как сказано: «И сотворил Б-г так, чтобы боялись Его» (Коэлет 3:14), и к Моше, лицо которого сияло, боялись подходить, как сказано: «И вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему» (Шмот 34:30).

Насколько испугались и устрашились бы мы, если бы увидели ангела, ведь даже Йеошуа бин Нун «пал лицом своим на землю, и поклонился» (Йеошуа 5:14), и Маноах, отец Шимшона, сказал жене: «Наверное, мы умрём, ибо ангела Б-жьего видели мы» (Шофтим 34:30).

Если так, то как же должен человек бояться самого Творца, окружённого армией ангелов, трепещущих перед Ним!

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами».


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.