Темы: Христианство, Неевреи, Еврейский календарь, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввины, расскажите, пожалуйста, а есть ли проблема пользоваться нееврейскими датами?
Большое спасибо за Ваш вопрос. На протяжении еврейской истории в разные периоды существовали различные системы летосчисления. В один период его вели от выхода из Египта, в другой, чтобы поддерживать добрососедские отношения с властями той местности, в которой проживали, евреи пользовались местным летосчислением, например, от начала правления местного властителя. Существует также летосчисление от сотворения мира, именно так мы ведем счет времени сегодня.
Использование нееврейского летосчисления
Проблема с использованием нееврейского года, в основном, заключается в том, что это, возможно, является «следованием обычаям неевреев», что запрещено Торой (Ваикра 18:3; Рамбам, Ильхот Авода Зара 11:1, 3; Шулхан Орух, Йорэ Дэа 178:1). Существуют различные мнения о том, в каких именно областях деятельности это запрещено. Но все согласны, что запрет касается любых обычаев, связанных с идолопоклонством, прелюбодеянием, или обычаев, не имеющих логического обоснования. Соответственно, на первый взгляд, использование нееврейского летосчисления запрещено, т.к. считается, что неевреи ведут летосчисление от рождения своего «божества».
При этом стоит заметить: согласно информации, которая приводится в Талмуде, «тот человек» жил гораздо раньше того времени, с которого народы начинают свое летосчисление. Соответственно, это летосчисление не связано с рождением их «божества» (Рав Овадья Йосеф в своем респонсе Йабиа Омер, Йорэ Дэа 3:9 досконально разбирает этот вопрос).
Кроме того, как было сказано, запрет не распространяется на обычаи, которые имеют логическое обоснование (Маhарик 88, Рамо 178:1). Поэтому, например, еврейскому врачу будет разрешено носить белый халат, хотя так поступают неевреи. Ведь это делается ради обеспечения стерильности, а не для того, чтобы уподобиться неевреям. С этой точки зрения — можно использовать нееврейские дату, т.к. это наиболее распространенный способ летосчисления, такая дата известна всем, что значительно облегчает деловое общение. Ее используют не с целью упомянуть имя «божества» (Респонс Циц Элиэзер 8:18, Йабиа Омер 3:9, см. также Тшувот вэ-анhагот 1:830).
Использование названий нееврейских месяцев
Интересно, что в Торе не упоминаются названия еврейских месяцев, принятых сегодня. Месяцы называются «первый», «второй» и т.д., начиная с Нисана — месяца Исхода из Египта. Исход принимается за точку отсчета. Рамбан (к Шмот 12:2) объясняет, что так каждый раз, упоминая месяц, мы упоминаем и великое чудо Исхода. Так же, как называя дни недели — йом ришон, шени (первый, второй) и т.д., — мы утверждаем святость седьмого, субботнего дня. Отсчет ведется от субботы. Отсчитывать месяцы именно так — первая заповедь, полученная евреями в качестве народа, а не отдельных индивидов.
Рамбан объясняет также происхождение названий еврейских месяцев, принятые сегодня: Нисан, Ияр, Сиван и т.д. Это вавилонские названия, которые мудрецы постановили использовать после возвращения из Вавилонского изгнания — в память о том, что Всевышний избавил нас и от этой напасти. Таким образом, употребляя традиционные названия еврейских месяцев, мы упоминаем как Исход из Египта, так и возвращение из Вавилонского изгнания.
Поэтому некоторые галахические авторитеты утверждают, что называть нееврейские месяцы по их порядковым номерам — значит нарушать запрет, поскольку в этом случае отсчет начинается с января, а не с Нисана (Лехем а-паним на Кицур Шулхан Арух 62:1; Хатам Софер, Торат Моше, глава Бо; Беэр Моше 2:18:5).
Другие спорят с этим и утверждают, что этот запрет актуален, только когда освящают новый месяц (Биньян Шломо, Орах Хаим 22). Кроме того, некоторые считают, что поскольку отсчет нееврейских месяцев ведется в соответствии с периодом обращения Солнца (в то время как отсчет еврейских месяцев ведется в соответствии с периодом обращения Луны), использование названий нееврейских месяцев не будет нарушением, ведь по лунному календарю Нисан так и остается первым месяцем (Тшувот вэ-анhагот 1:830).
Заключение
Итак, существуют веские основания разрешить использование нееврейских дат. Но все галахические авторитеты полагают, что использовать их следует только при необходимости, например, в банковских или государственных документах, при подписании чеков, переписке с неевреями и т.п. В Земле Израиля на государственном уровне разрешено использование еврейских дат в официальных документах.
Те, кто хочет устрожить для себя соблюдение закона, могут рядом с нееврейской датой указать еврейскую, или, например, добавить после нееврейской даты слова «по их летосчислению», или написать год не полностью — 14 вместо 2014 (респонс Беэр Моше 2:18).
Обозначая месяц, лучше использовать название месяца, а не его порядковый номер, когда есть такая возможность, например, «1 Февраля», а не «01/02» (респонс Йабиа Омер 3:9, Гинзей Йосеф 106).
С уважением, Яков Шуб
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Миссионеры утверждают, будто Иисус исполнил все важнейшие мессианские пророчества. На самом деле ни одно из них не осуществилось. Все, что он сделал, носило удивительно тривиальный характер
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Ефим Свирский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Короткие видео по недельным главам»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»