Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Когда нам предстоит переехать в новую страну, мы сначала выясняем, какова она, что нас в ней ждет, — и только после этого пакуем чемоданы. Даже если торопят обстоятельства, превращающие наш переезд в паническое бегство, даже тогда, имея на плечах умные еврейские головы, мы постараемся хоть что-нибудь да выяснить. Источники информации всегда найдутся. В противном случае мы достанем ее из-под земли.

Всевышний обещал евреям, что поможет им овладеть Святой Землей. Но, несмотря на Его обещание, все же велик был соблазн разузнать про ту Землю. Воевать-то придется нам, — сказали евреи. — Если та земля течет молоком и медом, то, понятно, никто добровольно ее не уступит. И пусть даже Сам Творец вселенной взялся нам помочь, все же не мешает разузнать, чем богаты те края, какую следует использовать тактику в ведении войны против аборигенов.

Евреи захотели послать разведчиков, хотя можно было обойтись и без них. Ведь не знали же они заранее, выходя из Египта, что их ждет в пустыне. Тогда они полностью положились на Моше. Но вход в Страну — дело особое. Надо подготовиться к нему, собрать информацию, чтобы потом пораскинуть над ней еврейскими мозгами.

С просьбой о разведке евреи пришли к Моше, тот «обратился» ко Всевышнему — не кощунственна ли их просьба. Наша недельная глава начинается словами, сказанными пророку: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели Страну Кенаан, которую Я даю сыновьям Израиля. По одному человеку от колена пошлите. Самых главных».

Сорок дней длился поход разведчиков. Вот что они сообщили Моше по возвращении: «Пришли мы в землю, в которую ты послал нас. Действительно, течет она молоком и медом. Вот ее плоды… Но могуч народ, живущий в ней; и города укрепленные, очень большие… Не сможем воевать с тем народом, ибо он сильнее нас… Исполинов видели там, в глазах которых мы — как саранча».

Эти слова — «исполинов видели, в глазах которых мы как саранча», — больше всего испугали евреев. Такой уж у нас национальный характер: для нас самое страшное, когда на нас смотрят сверху вниз…

Нельзя было не поверить лазутчикам. Во-первых, они были самыми уважаемыми, самыми праведными людьми в своих коленах. Во-вторых, вот же перед нами доказательство: огромные плоды, каждый из которых с трудом несет один человек. (В наши дни изображение двух «разведчиков» с виноградной кистью на перекладине является товарным знаком знаменитой израильской винодельческой фирмы «Кармель».)

«Распустили они между сыновьями Израиля худую молву о Земле, в которую ходили… Подняла вся община вопль, и плакал народ в ту ночь… И роптали на Моше и Аарона: о, если бы умерли мы в Египте!.. Зачем ведете нас в ту Землю? Чтобы мы пали от меча, а наши жены и дети стали добычей? Не возвратиться ли нам в Египет? Так назначим же руководителя и вернемся!»

Обратите внимание, насколько насыщен текст… Разгорелся гнев Всевышнего на евреев из-за их слабости и неверия. Но Моше вымолил для евреев прощение, сказав буквально следующее: «Прости грех этого народа, как прощал доныне». То есть, попросить оправдать евреев я не могу, но прояви Свое милосердие — и народ исправится. Вот оно ключевое слово — милосердие. Не наказывай, лишив возможности исправиться, дай грешникам раскаяться. Не для того ли Ты создал этот мир, не для того ли вывел евреев из Египта и дал им Тору! — И Творец ответил: «Простил Я их по твоему слову».

То поколение было наказано сорокалетним блужданием по пустыне. — В пустыне умрете все, и только дети, о которых вы сказали «станут они добычей», войдут в Страну. «По числу дней, в течение которых вы осматривали Землю — сорок дней, — по году за каждый день, понесете наказание»…

Но почему разведчики дали лживую информацию? Вернее, почему, имея на руках объективные данные, они пришли к выводу, будто войти в Страну невозможно? Не сделай они той ошибки, или не доверься им народ в их оценке, — и то поколение целиком и без промедления вошло бы в Эрец Исраэль. Вся наша история развивалась бы по-другому. Покинули мы Египет при помощи великих чудес — и вошли бы в Израиль при помощи чудес! Чем плохо? И жили бы в нем чудесным образом, не имея ни врагов, ни проблем с экономикой, ни забот с алией, потому что никакой алии не было бы — зачем? когда никто и никогда не покидал бы эту чудесную землю!

Потому сказали посланцы плохое о Стране, что так им было выгодно. До этого они стояли во главе колен, пользовались авторитетом. (Раши пишет: выйдя в поход, первый час были праведниками.) А теперь? Кто знает, как повернется жизнь, стоит только поменять привычную среду обитания — пустыню — на непривычную. Поэтому — скажем, что войти туда нельзя! А в доказательство — вот вам плоды той Земли. Неужели не поверите собственным глазам?..

В конце недельной главы сказано, что именно тогда была дана нам заповедь кистей-цицит, которые следует носить на углах одежды. «Глядя на цицит, будете помнить все заповеди… И не пойдете за (желаниями) своего сердца и за (соблазнами) своих глаз, которые ведут вас к плохому».

Не доверяй своим глазам, не давай им увлечь себя, ибо через глаза может проникнуть в тебя зло. Иди за Торой и доверяй только Торе.


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»