Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Очередная недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия, начинается с указания, данного Аарону (брату пророка Моше) и его потомкам-священникам, зажигать Менору, Храмовый светильник.

Моше было приказано: «Скажи Аарону, что когда будет зажигать светильники, то пусть они светят на лицевую сторону Меноры». Комментатор Торы — Раши — спрашивает: почему указание о Меноре примыкает к рассказу, в котором перечисляются добровольные пожертвования в Храм от руководителей колен (этим рассказом заканчивалась предыдущая глава)? — Да потому, что, увидев приношения колен, среди которых не было доли от левитов, Аарон — сам один из левитов — испугался. И тут же был успокоен: твое приношение дороже золота и серебра, которое принесли другие колена, — ибо ты и твои потомки будут зажигать Менору. Точные слова Раши: «ибо ты зажигаешь и готовишь Менору». «Готовишь к зажиганию» означает — убираешь прогоревшие фитили, чистишь, наливаешь масло.

Тут же возникает побочный вопрос: почему Раши, используя агаду, написал «зажигаешь и готовишь», если надо наоборот — «готовишь и зажигаешь»? Например, в каждом еврейском доме перед субботой сначала чистят подсвечники, ставят новые свечи и только после этого зажигают их. Ответ очень прост: закон, обязывающий священников зажигать Менору, пришел сразу после первого освящения Храма, после того как главы колен принесли свои дары. Менора еще ни разу не зажигалась. Ее надо было зажечь, а потом приготовить к следующему зажиганию… В комментарии Раши нет ни одного лишнего слова, все стоит на своих местах.

А теперь вопрос по существу, его задал великий ученый Рамбан: почему агада утверждает, будто приношение священников — зажигание Меноры — дороже приношений прочих колен? Разве только присмотр за Менорой Храма входил в обязанности коаним (священников)? У них было много других обязанностей — и воскурение благовоний, и особые функции в Йом-Кипур, и многое другое. Почему сказано только о Меноре?

Рамбан отвечает: здесь мы видим намек на будущие события, когда восставшие против греко-сирийской власти евреи, руководимые священниками из семьи Хашмонаев-Маккавеев, зажгли Менору в Храме (в честь чего нами отмечается Праздник огней — Ханука). Менора оказалась вечной заповедью. Даже когда у нас нет Храма, мы зажигаем Ханукию в своих домах. Ибо свет Торы негасим… Аарону было обещано: твоя роль значит много больше всего того добра, что принесли жертвователи в Храм. Однажды колена Израиля перемешаются друг с другом, а коаним вечно будут благословлять народ во время молитвы. Ни колено Леви, ни потомки Аарона никогда не растворятся и не пропадут…

На второй год после Исхода, двадцатого числа второго месяца (мы называем его ияр) поднялся еврейский народ от горы Синай и двинулся в свое долгое блуждание по пустыне. Описывается, как шли колена. Если на стоянках колена располагались вокруг Переносного Храма, то в поход первыми поднимались те, что стояли с востока, — Йеуда, Иссахар и Зевулун. Дальше шли семьи левитов, несшие сам Переносной Храм. Затем наступала очередь южной части стана — Реувен, Шимон и Гад. За ними шли левиты, несшие священную утварь Храма. За ними в путь отправлялись западные отряды — Эфраим, Менаше и Биньямин. Замыкали колонну те, что стояли к северу от Храма, — Дан, Ашер и Нафтали.

Над отрядами каждого колена развивался его символ — «дегель», стяг. Кстати, именно у евреев переняли затем народы мира идею знамени, особого знака, который, будучи поднят на древке, виден издалека, что помогает в бою и в походе. И уж совсем заодно, упомянем, что помимо знамени за каждым коленом была закреплена особая символика, — как указание на исключительность и неповторимость: герб, связь со своим камнем, месяцем в году, своим созвездием…

В этой же главе рассказывается, как впервые «возроптал» народ, ведомый Моше. «Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы… А здесь иссохла наша душа — нет ничего кроме мана». Ман (он же манна) был в то время, действительно, единственным «хлебом», падавшим с неба для беженцев, поверивших в то, что Моше приведет их «в Страну, текущую молоком и медом». Хотелось им достичь и молока, и меда, но захотелось и мяса в дороге. (Слова о бесплатной рыбе — несомненно, демагогия. Она, как видим, «работает» в любые времена.)

«Передай народу, — сказал Всевышний, — что будут есть мясо… в продолжение месяца, пока не полезет из ноздрей». Так и произошло. Написано: «Поднялся ветер и занес перепелов с моря… Собирали день, ночь и еще день. Мясо было еще в их зубах, как разразился страшный мор»… Аналогии с нашим временем может провести любой — на примерах из собственного окружения.

Ничего нового в нашем характере за тысячелетия не появилось. Как роптали в Синайской пустыне, так и ропщем поныне. Как тогда были готовы на самопожертвование, так и сегодня нет в мире большего идеалиста, чем еврей. Мы соглашаемся идти в поход к великой цели, но и в дороге хотим чувствовать себя комфортабельно. Именно такой народ выбрал Себе Всевышний, чтобы дать ему Тору.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»