Темы: Шабат аГадоль, Фараон, Страх, Лев Кацин, Исход из Египта, Самосовершенствование
Английское слово change (перемены) стало девизом предвыборной кампании Барака Обамы. Американцы устали от войны в Ираке, недовольны ухудшением экономики и требуют перемен. Они хотят нового лидера, который не является частью истеблишмента, никак не связан ни с республиканцем Бушем, ни с демократом Клинтоном. Любопытно, что либерально настроенные евреи продолжают поддерживать Обаму, несмотря на сообщения о его связях с пропагандирующим ненависть к Америке и Израилю пастором Райтом. Парадокс состоит в том, что, стремясь к переменам, некоторые евреи не хотят меняться, объясняя свою поддержку «левых» инерцией. Они не замечают перемен на политическом ландшафте: в определенных слоях американского общества усиливается процесс радикализма, проявляющийся в негативном отношении к евреям и Израилю.
Еще недавно никто не мог себе даже представить, что на место нового президента демократической Америки будет всерьез претендовать человек, являвшийся в течение двадцати лет членом радикальной антиамериканской и антисемитской общины Райта…
— Евреи не просят нового царя, — сказала мне когда-то моя бабушка и добавила: «Как бы ни был плох нынешний правитель, новый царь может быть еще хуже…»
Бабушка была права. Сколько новых царей действительно принесли нашему народу неисчислимые страдания и преследования. Однако спустя годы я нашел эту мысль в Торе.
«А евреи размножились… и наполнилась ими земля. И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: народ Израиля многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его» (Шмот, 1:7—10).
Первоначально главный министр Египта Йосеф выделил для своих братьев землю Гошен, в которой евреи и их потомки могли жить обособленной общиной в безопасности и мире. Однако по прошествии времени нашлись евреи, которым Гошен показался тесным местечком, они решили заселять столичные города и весь Египет. Потому сказано в Торе, что «наполнилась ими земля», и сразу же говорится, что «встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа».
Как мог он не знать Йосефа, который спас Египет от голода, его знала вся страна? Фараон не хотел знать Йосефа, чтоб не чувствовать себя благодарным и обязанным его потомкам.
Но почему Тора называет Фараона новым царем? Потому что он начал издавать новые антисемитские законы, объясняют мудрецы Талмуда…
Позволю провести историческую параллель — новые антисемитские законы Нюрнберга. Гитлер призывал остановить «иудеонизацию» Германии, пытаясь изгнать ассимилированных и просвещенных евреев из университетов, школ и больниц. Еврейские учителя и ученики отправлялись в опустевшие синагоги, в которых, как ни парадоксально, по указанию Гитлера, открывались еврейские школы. После войны многие пережившие Холокост евреи не хотели возвращаться в свои дома, а вернулись в страну Израиля…
Новый царь перехитрил евреев, заманил на строительство пирамид, поработил их. Но парадоксально, притесненные евреи начали мечтать и бороться за свое освобождение и, в конце концов, удостоились Исхода.
Все сказанное в Торе остается релевантным на все времена. Почему приходят новые цари? — всегда спрашивали евреи. Мудрецы Талмуда (Мидраш Шмот раба, 1:10) объясняли, что ключом к пониманию этого вопроса являются слова пророка: «Всевышнему изменили они, чужих детей породили; теперь пожрет новый (враг) удел их» (Хошеа, 5:7).
Когда евреи предают традиции Всевышнего, перестают делать обрезания своим сыновьям, растят их «чужими» для своего народа, то тогда «пожрет новый (враг) удел их».
Еще царь Соломон писал, что «нет ничего нового под солнцем» (Екклезиаст, 1:9), а мудрецы объясняли, что только « под солнцем» — в материальном мире нет ничего нового, в то время как «над солнцем — в мире духовном» всегда присутствует новизна. Но если так, то почему плохого царя, негодяя Фараона, Тора описывает «хорошим словом», новым царем?
Новизна спускается с небес на землю, и миссия еврейского народа как раз и состоит в том, чтобы использовать эту энергию обновления, изменять себя и весь мир к лучшему, объясняет Ребе из Гур в своей книге «Хидушей Харим». Но если мы перестаем совершенствоваться, то энергия обновления переходит к нашим новым врагам, новым царям, которые направляют ее против нас, заставляя нас обновляться!
«Новый (враг) пожрет их удел», удел еврейского народа — это миссия духовного обновления, которая используется антисемитами против евреев. Однако новый царь, в конце концов, заставляет евреев совершенствоваться.
Победить нового царя можно лишь новизной нашей души! Не случайно Исход начался в тот момент, когда Всевышний впервые обратился к евреям как к народу: «Месяц этот для вас начало месяцев!» (Шмот, 12:2). Слово «месяц» — ходеш, читается так же, как хадаш — новый, ибо новый месяц начитается тогда, когда на небесах появляется новая Луна (слово месяц имеет двойное значение и в русском языке).
Раб свыкается со своим положением раба. Для того, чтобы ему вырваться из рабства, он должен обрести надежду в то, что освобождение возможно. Еврейские рабы смотрели на небосвод ночи, и когда увидели луч нового месяца, обрели веру в то, что преодолеют тьму рабства и обретут свет свободы. Эти силы духовного обновления помогли евреям преодолеть страх перед египтянами, и десять дней спустя, в Великую субботу, они бесстрашно отметили двери своих домов кровью египетских идолов.
Всем понятно, как опасен «застой» в политике, бизнесе, жизни. Тогда почему многие отказываются меняться? Потому что испытывают страх! Урок событий Исхода и состоит в том, что больше всего нужно бояться самого страха, который превращает человека в инертного и безвольного раба. С надеждой преодолевая страх, мы обретаем свободу!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего