Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Воспитание детей, Пкудей, Ваякель, Изучение Торы, Лев Кацин
— Входя в класс, учитель должен думать, какое впечатление о нем останется после того как он выйдет из класса! — сказал израильский психолог Дов Эстрин, обращаясь к педагогам «Синай Академи» в Бруклине. — У каждого из нас могут быть свои проблемы и настроения. Однако в тот момент, когда учитель входит в класс, он должен оставить свои проблемы за дверью. Хороший педагог не заставляет, а вдохновляет своих учеников…
Умение поддерживать настроение и мотивировать сотрудников необходимо любому руководителю. Трудно переоценить значение хорошего настроения в семейной жизни. Подобно учителю, муж «начинается» с того, как он входит в дом. Неприятности на работе могут испортить настроение, но, входя в дом, муж должен научиться оставлять свои проблемы за дверью.
В момент бракосочетания муж принимает на себя три обязанности, зафиксированные в брачном договоре — «Ктубе»: кормить, одевать и радовать свою жену. На нем лежит обязанность создавать теплую и радостную атмосферу в семье. Жена, кончено же, должна ему в этом помогать…
«Когда ваши шли туда, то наши уже шли обратно!» — мог бы в шутку ответить психологу ветеран еврейского образования Америки рав Илай Шворц. Полвека (!) проработал он директором иешивы «Каменец» в Бруклине и посвятил еще пятнадцать лет своей жизни профессиональному росту учителей «Синай Академи». Рав Шворц — воспитанник легендарного рава Менделовича, основателя системы еврейских школ Америки «Тора уМесора». Наставляя преподавателей, рав Шворц любит обращаться к нашей недельной главе.
«Моисей собрал всю общину…» и говорил о соблюдении шаббата и строительстве Мишкана — Храма в пустыне (Шмот 35:1). Но почему же несколько предложений спустя в Торе сказано: «И вышла вся община… от Моисея» (Шмот 35:20)? Если евреи пришли к Моисею, то само собой разумеется, что они от него же и вышли! — говорит рав Шворц. — Чему учит нас Тора, подчеркивая, казалось бы, ненужное: «И вышла вся община… от Моисея»? Тому, что те, кто пришли к Моисею, удостоились выйти от него обновленными людьми. Общение с Моисеем произвело на них такое впечатление, что Тора подчеркнула — они вышли ОТ МОИСЕЯ! Эти слова — назидание каждому из нас. Нам следует думать о том, какое впечатление мы производим на окружающих людей, на наших друзей и, может быть, самое главное — на наших детей.
Отмечая праздник Свободы, мы рассказываем детям историю Исхода. В пасхальной Агаде упоминаются четыре сына, каждый из которых задает свой вопрос и удостаивается получить для себя ответ. Первым вопрошает мудрый сын (хахам): «Каковы… законы, которые заповедовал нам Всевышний?». «Скажи ему, что нельзя есть после афикомана (последнего кусочка мацы)», — отвечает Агада.
Почему мы рассказываем мудрому сыну о самом конце пасхального вечера, о том, что нельзя есть после последнего кусочка мацы? Разве не лучше было бы рассказать ему о начале Седера — символе свободы — маце и символе рабства — горькой траве марор?
Мудрецы объясняют, что мы не едим после последнего кусочка мацы для того, чтобы сохранить вкус мацы во рту. Как долго следует сохранять вкус хлеба свободы? В духовном смысле мы хотели бы ощущать вкус свободы до следующего праздника Песах. Мудрому сыну мы можем сказать, что Песах нужно провести так, чтобы сохранить впечатления о празднике на весь год!
Собрав общину народа Израиля, Моисей говорил о субботе и Храме. Суббота — это Храм времени. Важно, как мы в него входим, встречая субботу Кидушем. Но, может быть, еще важнее, как мы из него выходим, провожая субботу Хавдалой, сохраняя впечатления святости времени, которые берем с собой в будни.
Если вы были в Иерусалиме, то видели, как люди пятясь отходят от Стены Плача. Важно, с каким чувством еврей подходит к месту, на котором когда-то стоял Храм, но еще важнее, как он отходит от Стены Плача, унося с собой впечатление о святости.
Главным инструментом нашего влияния на окружающий мир являются те впечатления, которые мы на него производим. Почему Всевышний сначала сотворил свет, а потом сокрыл его? Потому что Всевышний творил мир впечатлением, которое свет оставил после себя. Так же и человек, сотворенный по образу и подобию Творца, проявляет свои творческие силы во впечатлениях, которые он оставляет после себя. Не только произведения искусства, книги, фильмы или музыка, но и наши дела и слова оставляют впечатления в душах людей и творят мир!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.