Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учение доброе дал Я вам, Торы Моей не оставляйте!» Всевышний призывает евреев не оставлять Тору, потому что в Торе есть все: «Один человек покупает золото, но не серебро, другой покупает серебро, но не золото, — поясняет Мидраш. — Однако в Торе есть все: золото, серебро…»

— Говорят, ты даешь людям удивительные лекарства и исцеляешь их. Так дай же и мне лекарство, которое поможет бояться Б-га! — попросил однажды еврей рабби Авраама из Стратина.

— Для страха перед Б-гом у меня нет лекарства, — ответил он. — Но если хочешь, могу дать тебе такое лекарство, которое поможет любить Б-га.

— Этого я желаю еще больше! — воскликнул еврей.

— Это лекарство — любовь к людям! — ответил праведник…

… Многие ищут путь к Б-гу, обращаясь к отшельничеству и медитации, уходя от мира и людей. Однако рабби Авраам из Стратина утверждал, что ищущий Б-га должен идти к людям, ибо лишь любовь к ближнему помогает человеку обрести любовь к Б-гу. И именно этот путь любви ведет к Храму…После дарования Торы Всевышний обратился к евреям с призывом строить Мишкан, переносной Храм, который сопровождал их во время блужданий по Синайской пустыне. Строительство Храма — не только физическое возведение здания, но и духовный процесс становления народа. Мудрецы приравнивали семью к Храму, говорили о душе как о храме самого человека. Потому строительство Храма учит нас объединять народ, строить семью, совершенствовать свою душу.

Для возведения Храма требовались строительные материалы. Однако Всевышний не обязал евреев, а призвал жертвовать лишь тех, чье «сердце наполнилось доброй волей». Ибо Храм строился не только из драгоценных металлов, дерева и кожи, в духовном смысле его возводила добрая воля — исходящая из сердца любовь.

«И говорил Всевышний Моисею: Скажи евреям, чтобы взяли Мне возношение от всякого человека, сердце которого наполнится доброй волей: золото, серебро, медь…» (Шмот, 25:1—3).

Комментируя это место в Торе, Мидраш приводит слова притчи царя Соломона (4:2): «Учение доброе дал Я вам, Торы Моей не оставляйте!» Всевышний призывает евреев не оставлять Тору, потому что в Торе есть все: «Один человек покупает золото, но не серебро, другой покупает серебро, но не золото, — поясняет Мидраш. — Однако в Торе есть все: золото, серебро…».

Почему, говоря о Храме, мудрецы вдруг заговорили о Торе? Потому что Храм — продолжение Синайского откровения, объясняет Рамбан. Храм напоминает, что Тора всегда с нами. В Храме хранились скрижали Торы, а в память об этом и сегодня в синагогах хранятся свитки Торы. Евреи не только приняли Тору на Синае, но и не оставили ее, уйдя от горы, ибо хранимая в синагогах Тора оставалась с евреями, где бы они ни оказались.

Почему, говоря о «Торе, в которой есть все: золото, серебро», мудрецы противопоставляют ей человека, у которого есть или золото, или серебро? Разве человек не может купить все — и золото, и серебро? Величие Торы заключается в том, что духовные ценности не просто складываются, а объединяются в ней в некое новое единое целое, объясняет рав Гедалия Шор. Посмотрите на белый свет, который преломляется в призме всеми цветами радуги. Он открывает нам, что цвета радуги, объединяясь, образуют новое качество. Подобно белому свету, Тора объединяет в себе все оттенки духовности, создавая новое качество гармонии и единства, гораздо большее, чем «арифметическая сумма» всех деталей.Евреи жертвовали золото, серебро, медь на строительство Храма, но это были не только материальные, но и духовные ценности. Все, что есть на Земле, указывает на существование подобных явлений на Небесах. Драгоценные металлы на Земле указывают на существование драгоценностей духа на Небесах, в Торе или в душе человека. Золото, на иврите «захав», переводится как «дай это», являясь корнем слова «любовь» — «ахава». Серебро — «кесеф», переводится как «стремление» (нихсафти). Твердый металл медь — «нехошет», переводится как «твердость» (нехишут), «неизменность», «верность». Авраам был символом любви и добрых дел, Ицхак — стремления и молитвы, а Яаков — истины и верности. Когда их потомки начали строить Храм, то каждый вкладывал свое сердце, делясь качествами своей души. Те, кто сумели наполнить свое сердце любовью, давали золото — символ любви, те, кто молитвой, — серебро, а те, кто истиной, давали медь. Когда же евреи дали все, что было нужно, и завершили строительство Храма, то в Торе сказано «стал Храм один». Слово «один» выражает, что все духовные ценности, пожертвованные евреями на строительство Храма, объединились в новое качество, потому что строители Храма достигли единства. Не случайно арифметическая сумма букв слов «один» (эхад) и «любовь» (ахава) эквивалентна (13) и выражает мысль о том, что любовь приводит к единству.

Объединяя свои силы на службу Всевышнему, и один человек может добиться целостности и единства своей души, удостоившись, таким образом, построить Храм в своем сердце.

«Колонны его (Храма) из серебра, а внутри его любовь», — писал царь Соломон («Песнь Песней»). Храм был построен любовью, и духовная суть Храма — это любовь, вложенная его строителями. Храм является продолжением Синайского откровения, потому все, что происходило в момент строительства Храма, явилось повторением, на новом уровне произошедшего в момент дарования Торы. Когда сердца евреев объединились в любви, то «Храм стал один», и в него спустилось Б-жественное присутствие. Когда евреи достигли единства у горы Синай, тогда к ним спустилась Тора с Небес.

«В третьем месяце по выходе евреев из Египта, в тот день они пришли в пустыню Синай… Израиль расположился там против горы » (Шмот, 19:1—2).

Тора начитает описание во множественном числе — «они пришли», а заканчивает в единственном — «Израиль расположился». Перед дарованием Торы Израиль расположился у горы Синай «как один человек с одним сердцем», — объясняет Раши. Преодолев раздоры, евреи удостоились получить Тору в награду за единство!

Корень слова «расположился», «вайахан» читается так же, как «хен» — милость, симпатия, и соответствует выражению «смотреть благосклонно, с симпатией». Зачастую мы критически смотрим на окружающих, но стоит нам посмотреть на них с любовью, как мы перестаем замечать их недостатки, а видим достоинства. Любовь, с которой евреи смотрели друг на друга у горы Синай, стала залогом их единства, помогая найти путь к Торе и Храму.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше